Переходя в британскую систему в 9-й класс, ученик попадает в «в ногу» с британскими школьниками, которые проводят 9-й класс в подготовке к последующим 2-м годам занятий по GCSE (Общий Сертификат Среднего Образования) в 10-11 классах. Попадая в школу в это время, ученик имеет все шансы получить высокие результаты в конце 11-го класса на GCSE экзаменах, что определит дальнейшее успешное продвижение.
Далее, в 12-13 классах занятия идут по системе A-level или «продвинутого, углубленного» уровня с меньшим количеством предметов – это подготовка к поступлению в университет.
В случае поступления на International Baccalaureate (Международный Бакалавриат) в 13+ возможно зачисление на 3-х годичную программу подготовки перед началом в 12-13 классах курса IB.
GCE Advanced Level (сокращенное A-level) — двухгодичный курс предуниверситетской подготовки, традиционный для Британии. В первый год обучения студенты выбирают 4 предмета, из которых на второй год оставляют 3 предмета, некоторые из них должны соответствовать будущей специальности
International Baccalaureate (сокращенно IB) — международная,в основном европейская (не британская) программа из шести предметов, выбранных в пределах определенных категорий (3 предмета глубокого уровня и 3 более поверхностного). Многие школы предлагают обе программы A-levelи IB, некоторые только одну из двух. IB часто хвалят за более объемную нагрузку, которая подходит способным учащимся.
Однако, некоторым детям этого возраста важно провести больше времени в семье. В таком случае можно поступить в школу-пансион в 16 лет, сразу на A-level или IB.
Подготовиться к поступлению в таком случае можно в родной стране, в школе, где преподавание ведется по британским программам на английском языке (например в Москве их три), или брать регулярные дополнительные уроки с тьютором (наиболее действенны занятия с коренными британцами, прошедшими через систему частного образования). Мы знаем компании, предоставляющие таких учителей.
Иногда дети приходят в английские школы-пансионы и в более раннем возрасте, и для некоторых из них это — замечательный, «раскрывающий» опыт. Но только родители могут знать, подойдет ли ребенку «бординг» в раннем возрасте.
Что такое английский пансион, к чему быть готовым?
Британские школы-пансионы стремятся воспитать «всего человека». Это означает внимание к персональным —социальным, эмоциональным и физическим качествам. Конечно, академическая сторона дела главенствует.
Ничто не должно отвлекать от учебного процесса. В комнатах, где живут ученики, обычно минимум мебели: кровать, стол, стул, полка для книг и небольшой шкаф для вещей. Телевизоры в комнатах запрещены, зато старшеклассникам разрешено иметь ноутбук.
В 13-14 лет обычно живут в комнатах по 3-6 человек. Старшеклассники 12-13 классов, как правило, живут в индивидуальных комнатах.
За ребенка отвечают по сути 3 человека – в первую очередь «хаусмастер» (глава пансиона) который проживает в этом же здании с собственной семьей и следят за распорядком, самочувствием и психологическим состоянием детей. По бытовым и также простым вопросам по здравоохранению хаусмастеру помогает «матрона» (хозяйственник). Персональный «тьютор» (наставник) отвечает за академическую успеваемость, встречи с ним проходят раз в неделю для обсуждения прогресса по предметам. Питание обычно довольно простое, без изысков, но качественное и сбалансированное. Чем старше ученик, тем выше уровень его свободы: по времени отбоя, выходам за пределы школы. Территорию школы без разрешения покидать нельзя. Старшеклассникам позволено выходить за покупками в магазины за пределы школы, но следует сделать запись в журнале регистраций. На выходные дни детей могут отпускать, но только по согласованию с руководством и родителями или опекуном. По закону каждому учащемуся до 18 лет должен быть назначен опекун – проживающий в Британии представитель родителей, который находится в связи со школой по всем вопросам.
Что меняется в мировосприятии британского студента?
Каникулы расписаны часто — большинство школ обучают 32 недели в году и не более чем 5-6 недель подряд. На выходных не принято летать домой, тем более что по субботам есть кружки или спорт. К тому же замечено: дети больше ценят семейное время, когда оно регламентировано. В первое время родителям могут быть непонятны новые привычки у ребенка.
Во многих школах англичане и иностранцы общаются больше со своими соотечественниками, однако последние годы принято вовлекать разные группы в общение друг с другом с помощью спорта, посещения театров, экскурсий. Как правило, те, кто жалуется на отсутствие общения с британцами не используют весь предлагаемый набор внеклассной активности (музыка, спорт, кружки, театр, сообщества). Именно там можно завести друзей по интересам.
К «дедовщине» и любым видам давления последние годы школы относятся жестко, наказывают виновных вплоть до исключения.
В чем плюсы и минусы раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек?
Вопрос, учить мальчиков и девочек вместе или раздельно, решается давно, как минимум с тех пор, как британское образование в XX веке стало популярно во всем мире.
В пользу раздельного обучения самый распространенный аргумент — такая организация позволяет расширить горизонты возможностей для обоих полов. Например девочки не конкурируют с мальчиками, когда выбирают математику или точные науки, традиционно считавшиеся «мужскими» предметами, а мальчики могут позволить себе «женские» увлечения музыкой и поэзией.
Сторонники совместного обучения, в числе прочего утверждают, что во взрослой жизни студенты будут жить и работать с представителями противоположного пола и что раздельное обучение лимитирует приобретение необходимых для этого навыков.
Конечно, многое зависит от самого ребенка: на некоторых девочек благотворно влияет присутствие мальчиков и наоборот. В последние годы стала популярна так называемая «бриллиантовая формула»: с 7 лет до11 вместе; с 11 до 16 лет раздельно; и опять вместе последние два года старшей школы. Таким образом, в период больших гормональных и психологических изменений, когда противоположный пол может отвлекать, а также скорость усвоения материала может разниться, дети учатся отдельно. В то же время необходимые навыки общения закладываются в детстве и впоследствии укрепляются в юности. Но стоит отметить: самые верхние строчки академического рейтинга занимают, в основном, школы раздельного обучения.
Станет ли ребенок в английской школе англичанином?
В прошлом задачей британских частных школ было воспитание достойных представителей для службы в империи. Этот подход давно устарел. Сегодня упор делается на воспитание молодых людей с глобальным взглядом на мир.
Хорошая школа воспитывает уверенных, мобильных, мотивированных и индивидуумов с гибким мышлением, готовых к успеху в меняющемся мире.
Главная отличительная характеристика академического подхода в Британии – дать максимальную свободу для формирования собственного суждения на основе четко воспринимаемой информации и обучить механизмам принятия независимых решений.
Задача школы — подготовить детей к видам деятельности,которые появятся через 5-10-15 лет. Все больший упор делается на гибкость, адаптивность, креативность и выносливость к меняющимся условиям. Современный подход к обучению гораздо более интернационален, чем ранее, поэтому все большее число школ предлагает IB и возможности обмена со школами в других странах по учебным и практическим программам.
Так что лучшие британские школы готовят не англичан, а граждан мира.