Номинация и вхождение в список 100 инноваций мира в образовании HundrEd для нас, ГлобалЛаб, стало неожиданным и едва ли не самым легким достижением. Эта легкость преследует меня с момента первого письма на общий адрес ГлобалЛаб от Джессики Спенсер-Кейси до момента, когда я, уже находясь в самолете, пытаюсь обсудить, а что вообще произошло с Наталией Киселевой, представителем Рыбаков Фонда, лидером проекта «Равенство возможностей», учителем математики, заместителем директора московской школы в прошлом.
Мы не уверены, что знаем, как и почему попали в список претендентов. Было примерно так: несколько писем и интервью с представителем организационного комитета, не более 10 уточняющих писем и приглашение на церемонию. И все, ни больше ни меньше. Только теперь мы знаем, что в России выбирали из многих, желающих было шесть (по нашим подсчетам), что кто-то стремился и не попал. Стремился!
Мы возвращаемся, впечатленные всем: организацией с некоторой педантичностью, позитивной атмосферой, окружением.
Что, собственно, произошло? Мы с Наташей попробуем представить события трех дней в Хельсинки в трех аспектах: организация мероприятия, инновации и, конечно, нельзя обойти вниманием финское экспериментальное образование.
Итак, об организации мероприятия и самой организации.
Таня Крупа: – С моей точки зрения, это одно из замечательно организованных мероприятий, которое мне удалось посетить в последнее время: сочетание английской уверенности и финской четкости сделали чудо. Все от плана работ, тайминга, подбора и открытости спикеров меня впечатлило. Я не всегда могу представить нашего министра образования или директора Яндекса, жаждущего выступить перед инноваторами в области образования, многие из которых стартапы, или директора инновационных школ из разных стран. Олли-Пекка Нейнонен, генеральный директор Национального агентства по образованию, Ристо Сииласмаа, председатель совета директоров Nokia, нашли время и желание выступить.
Наталия Киселева: – Ощущение понятности и простоты присутствовало каждую минуту. Даже появился такой риторический вопрос: почему в нашем окружении так все любят усложнять и постоянно спешат? Это касается и жизни в целом, и образования. Мировая практика показывает, что чем сложнее технологии и машины, тем проще становятся люди и их взаимоотношения.
Таня Крупа: – Знаешь, мне кажется, ответ еще и во второй теме – инновации. В России инновации – это то, что позволит сделать рывок вперед стране: робототехника, 3D-моделирование, виртуальная реальность, эджайл и т.д. В мире, и это мы увидели из отобранных работ и проведенных мероприятий, инновацией считают все, что позволит ребенку комфортно развиваться, и если для этого нужно все то, что я перечислила, – велкам. Если нет, то давайте хотя бы детей в грязи вываляем в детском саду, потому что именно это позволит им сейчас стать уверенными, чтобы в дальнейшем постичь все то, что я перечислила. То есть все для человека.
Наталия Киселева: – Они – для человека, а мы – все увереннее для машин. И инновации выбираются в Хельсинки по принципу включенности, влияния на развитие ребенка и взрослого и сотрудничества. А у нас, как ты правильно заметила, – для того чтобы сделать какой-то рывок, не отвечая себе же на вопрос: «а зачем?». Зачем мы используем какую-либо технологию или очередную техническую новинку?
Таня Крупа: – Кстати, меня сильно впечатлили данные Шуклы Босe из Индии, которая показала в абсолютных цифрах, на сколько ее проект позволит сократить безработицу в слаборазвитых странах: речь идет о миллионах детей. И сейчас, когда мы на пороге борьбы человека и машины, очень важно развивать инновации в образовании, способные создать условия для психологического комфорта человека, как считаешь?
Наталия Киселева: – Я бы сказала, не психологического, а вообще для комфорта. Обрати внимание, совсем недавно все стремились воспитывать и выращивать лидеров, потом мы повернулись в сторону счастливого человека, а финны говорят о гармоничном развитии.
Таня Крупа: – Ну и нельзя пройти мимо экспериментальной школы, которая должна стать точкой новой методологии, дидактики, стандартов всего финского образования. Тебе не кажется, что это более чем амбициозный проект?
Наталия Киселева: – Comprehensive School, Helsinki. Новая начальная школа, новое здание. Пока на верхних этажах завершается строительство будущей старшей школы, на первом этаже уже 70 звонких детских голосов – учеников начальной школы, и четыре учителя. Школа для разных детей, поддерживаются идеи инклюзивного образования.
Таня Крупа: – У детей начальной школы тоже есть возможность выбора. Среди предложенных курсов в программе можно выбирать то, что хотят изучать дети, но в рамках предложенных областей. Каждый день начинается с общего сбора в центральной рекреации для 20-минутного тематического общения. Они поют, играют, рассказывают истории о том, что случилось вчера или в дни до этого. Так формируется школьное сообщество.
Наталия Киселева: – Большое внимание уделяется коллективной работе в маленьких группах. Классов здесь нет, как и оценок. Концептуальная идея школы – выбор пяти направлений программы и занятия в течение года именно этими предметами. Это могут быть проекты по безопасности, изучения истории Финляндии, элементы биологии. Первую половину учебного дня ребята проводят в проектной деятельности в разных группах (не в классах), изучение учебных дисциплин происходит во второй половине дня. Вообще привычное понятие «класс» здесь практически не звучит. Обязательные предметы для изучения – математика и финский язык. Они изучаются на базовом уровне. Обычно изучение предметов чередуется с занятиями двигательной активностью, спортивными и творческими занятиями. Изучение наук часто происходит с опорой на те проекты и направления, которые реализуются в выбранной годовой программе. Если в проекте ребята пишут или выполняют вычисления, то такая работа засчитывается за час математики или языка, значит, в неделю количество этих дисциплин уменьшается. Искусство, музыка, театральное творчество ежедневно.
Таня Крупа: – А уровень доверия родителей системе образования? В школе дети, которые должны в ней быть по территориальному признаку, и все как один в нее пришли, я специально выясняла это, нет возмущения, нет жалоб, нет споров. Ты можешь себе такое представить ну, например, в Москве?
…Приземлились. Домой. Но почва для обсуждения более чем богатая.