Эрик Шенингер – лауреат американской награды «Лучший директор школы» в 2013 году, автор бестселлера Digital Leadership: Changing Paradigms for Changing Times («Цифровое лидерство: изменение парадигм для изменения времени»). На Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch Эрик прочитал лекцию «Использование блогов и социальных медиа в образовательном процессе», где рассказал, как менялось его отношение к технологическому прогрессу: от тотального непринятия до полного включения гаджетов в преподавание.
Когда Эрик Шенингер находился в начале своей карьеры директора, то поклялся, что не будет использовать социальные сети внутри школы. У него не было на это времени, он не стал бы лучше преподавать или руководить школой, используя социальные сети, да и они никак бы не помогли его ученикам успешнее обучаться.
Cейчас Эрик ведёт страницу в «Твиттере», на «Фейсбуке» и ещё во многих социальных сетях. Он кардинально поменял свое мнение, и вот почему.
Нельзя подготовить ребёнка к будущему, если мы сами застряли в прошлом
Мы готовим своих детей к школе так, как знаем и умеем: первый звонок, переход из одного класса в другой, экзамены, выпускной… Но отражает ли нынешняя школьная среда тот окружающий мир, в котором придется добиться успеха уже не нам, но нашим детям?
Задумываясь о современном образовании, нужно сказать себе: «Эй, это тот мир, в котором живут сегодняшние ученики». Многие из нас хорошо помнят, каков был мир без интернета. И кто-то наверняка даже думал, что технологии не шагнут дальше первого компьютера. Мы даже не могли представить, как широко будут распространены сотовые телефоны!
В мире животных есть правило: либо ты съешь, либо тебя съедят. В мире людей оно действует так: либо ты определишься сам, либо тебя определят другие.
Но нельзя пользоваться виртуальным пространством, если вы к нему не тяготеете и не принимаете его. Чтобы получить пользу от социальных сетей, необходимо непосредственно присутствовать в них. Идея в том, чтобы найти ценность в инструментах, которые вы используете. Важно ли это? Безусловно. Ведь даже если вас самих в интернете нет, там есть ваш ребенок, и общается он там, где социальные сети создают его настоящее, и вы ничего не можете с этим поделать.
Известный канадский специалист в образовании Майкл Фуллан утверждает, что «педагогика – это водитель, а технологии – двигатель». Если дети не могут учиться так, как мы их учим, то, может, стоит обучать их тем способом, каким у них получается?
Не навязывайте свое видение мира, позвольте детям самим выбирать инструменты, которые им хочется и с помощью которых они смогут максимально показать, чего достигли.
Современный мир заставляет школу меняться
Эрик Шенингер, как отец двух дочерей 10 и 12 лет, уверяет, что сегодня дети не учатся по-другому, они просто живут в другой среде.
Нынешний процесс обучения заметно усложнился, так как школьники гораздо сильнее вовлечены во внешкольную среду. Эрик Шенингер со смехом отмечает, что его ученики играют в «Майнкрафт» все время, они объединяются, создают общины и всегда находят возможность войти в игру (даже во время урока).
Задача педагога в подобной ситуации – не накладывать многочисленные запреты, а объединить школьную и внешкольную среду.
Ведь любое обучение – это в первую очередь нахождение внутри социума: дети объединяются в группы, взаимодействуют между собой, получают обратную связь от сверстников и через нее осмысливают происходящее.
Но как правильно построить школьное общение с учетом нынешних реалий? Путем смены образовательных инструментов.
Гаджеты и социальные сети позволяют выйти на новый уровень. Виртуальное пространство приближает учителей как представителей раннего поколения к их ученикам. Дети оказываются в привычной среде и получают возможность высказаться.
В интернете постоянно происходит коммуникация и сотрудничество, есть тысячи бесплатных приложений, которые позволяют общаться с учениками или коллегами. Все происходит через призму диалога: в социальной сети важны именно вы и ваш собеседник. Получилось бы добиться такого эффекта вне сети?
Учителя в школе Эрика Шенингера посмотрели на современный мир, на то, как изменилась окружающая среда, и включили в процесс обучения актуальные сегодня приложения.
Начали они, казалось бы, с самого простого: перестали запрещать пользоваться телефоном и завели об этом блог. И не прогадали.
Использование гаджетов на уроках выводит образование на новый уровень
В школе Эрика Шенингера впервые в истории ученикам разрешили приносить свои девайсы на уроки и пользоваться ими в процессе обучения. Встает вопрос: как сделать так, чтобы ребенок концентрировался на задании, а не играл в игры?
Будем честны, мы сами, не имея телефонов и других гаджетов, писали и передавали записки одноклассникам или рисовали на партах, когда на занятии становилось скучно, – та же проблема.
Первое, с чего следует начать, – это школьная культура. Ученики должны четко знать, что существуют правила, регламентирующие использования гаджетов, и определенные ожидания от этого. Очень важно, чтобы эти правила и ожидания были понятны детям: следует объяснить, с какой целью они используют гаджеты во время урока.
Еще одна составляющая успешного внедрения технологий в процесс обучения – правильно выстроенная система отчетности и оценивания.
Если ученикам дается задание с использованием гаджетов, они должны точно знать, как за это отчитываться, то есть должны чувствовать ответственность.
Эрик Шенингер не рекомендует пользоваться устройствами на протяжении всего занятия, потому что дети действительно очень любят «Майнкрафт».
Например, в начале урока можно попросить учеников достать свои устройства и использовать их для повторения определенной темы, а в середине занятия девайсы убираются, и учитель проверяет знания через устный опрос.
Социальные сети позволяют перенимать чужой опыт и делиться своим
Когда у нас возникает вопрос, мы вбиваем его в поисковик и там находим ответ. Если поразмыслить, интернет сам по себе полезен в качестве обучающего элемента, его можно использовать абсолютно в любое удобное время, работать в онлайн-режиме, доступ к нему есть везде, это бесплатно. Но как получить обратную связь, ценный совет эксперта или вступить в диалог по интересующему вас вопросу?
Необходимо помнить, что самые лучшие ресурсы, которые у нас есть, – это мы сами и окружающие нас люди. Поэтому мощный аспект социальных сетей в том, что они позволяют объединяться с единомышленниками, которые могут помочь лучше делать то, что вы уже делаете, или же научить чему-то новому.
С помощью социальных сетей формируются взаимоотношения с обществом.
Ваши ученики или сотрудники других школ могут вовлекаться в разговор о вашей работе, у всех есть возможность высказаться, все участвуют в общем успехе, и чем больше историй о своем личном опыте вы расскажете, тем больше изменений произойдет у других.
Итак, социальные сети поддерживают то, чем вы уже занимаетесь, и улучшают это. Но почему Эрик Шенингер выбрал именно формат блога?
Являясь прекрасным источником информации и платформой для общения, блог также позволяет писать тексты большого размера, предназначенные в первую очередь для самого пишущего. Через подобный диалог с самим собой ребенок сохраняет полученный опыт, в том числе и школьный, осмысливает его и может возвращаться к нему, когда потребуется. В свою очередь, для учителей, освещающих в постах свою профессиональную деятельность, блог становится своеобразным резюме.
Поэтому, когда Эрик Шенингер захотел поделиться успехами своей школы в обучении с использованием гаджетов, он создал блог.
Ведение блога может кардинально поменять жизнь школы
За сентябрь 2017 года блог Эрика Шенингера просмотрели 6,5 тысяч человек со всего мира и более 600 постоянно следят за жизнью директора и его школы.
Посты Эрик выкладывает систематически, и каждый из них отвечает на вопросы «Почему?», «Как?» и «Что?», то есть освещает интересующие пользователей темы о методике, концепциях и содержании учебной деятельности школы в Нью-Джерси.
Однако началось все с малого: директор Эрик Шенингер позволил своим учителям сдавать их ежедневные отчеты… через блог. Это подстегнуло преподавателей не просто докладывать начальству о проделанной работе, но делиться с другими людьми тем опытом, который они получили, внедряя гаджеты в обучение, а также историями успеха, которого достигли школьники на этих занятиях.
Такая открытость не осталась незамеченной – очень быстро блог привлек внимание людей, принадлежавших не только к школе Нью-Милфорда.
Постепенно темы постов в блоге начали расширяться: преподаватели делились системой оценок в своей школе, своими рубриками, тем, как они взаимодействуют с детьми вне школы, как использование гаджетов улучшает успеваемость, – и хорошая идея быстро распространилась.
Новый взгляд на образование и создание блога перевернули жизнь учителей и учащихся. Во-первых, правительство США закупило в школу новейшее оборудование, о чем не без гордости говорит Эрик Шенингер. Во-вторых, в школу в Нью-Джерси стали приезжать учителя со всего мира, чтобы поработать по их системе обучения. Кроме того, компания виртуальной реальности предоставила программу, которая позволила ученикам школы Нью-Милфорда и их учителям участвовать в собраниях в виртуальном пространстве, где дети могли задавать вопросы, проводились виртуальные курсы обучения.
Наконец, ученики Эрика стали первыми в мире, кто протестировал новейшие квантовые компьютеры в офисе Google в Нью-Йорке, после чего дети поделились своими впечатлениями. Все это стало реальным благодаря социальным сетям, поэтому Эрик Шенингер уверяет:
У вас появятся невероятные возможности, если вы будете делиться новостями в блоге.
Шенингер на собственном примере показал, как через социальные сети и использование новых технологий можно вдохновить людей быть частью нового.