Без рубрики // Колонка

Китайская школа: есть чему поучиться

Сочетание современности и традиций – это, пожалуй, одна из основных черт китайской дидактики. Дети учатся каллиграфии, осваивают древние искусства Китая. И одновременно изучают робототехнику и электронику.

Китайская школа: есть чему поучиться
Фото: lori.ru

Наша делегация прилетела на конференцию «Российско-китайский образовательный диалог» в Гуанчжоу, когда, по мнению китайских партнеров, осень смягчает жару. Но для нас, жителей умеренного климата, пребывание в муссонных субтропиках оказалось чрезвычайно острым, я бы сказал – избыточно экстремальным. Минут 15 на улице – и ты ощущаешь себя в настоящей теплице, становясь мокрым.

Впечатления от увиденного нами в китайских школах подобны этим ощущениям: не такие же острые, но, в отличие от погоды, очень приятные.

Мы все время пытались понять, что и как происходит у нашего великого соседа, как Китаю удалось всего за четыре десятилетия сделать столь мощный экономический рывок, почему Шанхай и Пекин лидируют в исследовании PISA, а китайские вузы входят в первую сотню лучших университетов мира в рамках Шанхайского рейтинга. Масштабы китайского образования поражают воображение. Возьмите наши статистические данные об образовании и добавьте к ним хотя бы один нолик, и вот именно такими цифрами надо оперировать, когда речь идет о Китае.

Уверенно чувствуя себя в XXI веке, Китай исключительно бережно относится к культурно-историческим традициям. Здесь не принято ни отказываться от своего прошлого, ни превозносить его. Прошлое – это река, оставляющая след, она – начало настоящему и течет в будущее. Поэтому в здешних школах хранят традиции и реликвии, связанные с собственной историей: и древней, и недавней. При этом в каждой – самые современные условия для обучения. Сочетание современности и традиций – это, пожалуй, одна из основных черт китайской дидактики. Дети учатся каллиграфии, осваивают древние искусства Китая, играют в школьном традиционном национальном театре и владеют старинными китайскими музыкальными инструментами. И одновременно изучают робототехнику, электронику, знают методы классических и современных наук.

На уроках используется весь спектр современных технологий и очень разнообразных средств, прекрасные библиотеки, и они не пустуют. В китайском учебном плане немалая доля времени для предметов художественно-эстетического цикла, причем и в младшей, и в старшей школе. И это очень важно, поскольку познание мира не может быть только рационально-аналитическим, а развитие у каждого ребенка чувства принадлежности к национальной китайской культуре не может быть обеспечено только лекциями учителя. В этом плане интересна, например, часть стандарта, в которой говорится, что каждый китайский школьник должен освоить как минимум два вида спорта и как минимум один музыкальный инструмент. Дети сами выбирают, что им осваивать, и это важная составляющая воспитания: каждый ребенок имеет право на выбор, но он несет за этот выбор ответственность. И знаете, что китайские коллеги считают самым важным в школьном образовании? Чтобы учиться было весело, чтобы каждый ребенок получил наслаждение от самого процесса обучения. Давайте сравним это с нашими задачами.

Вариативность китайского образования – его важнейшая характеристика, и эта вариативность заключается в возможности выбора каждым ребенком своей образовательной траектории, и задача школы – создать условия и возможности для достижения детьми самых высоких результатов.

Среди задач школьного китайского образования развитие навыков XXI века – ведущая. Это не просто требование времени, это условие экономического и социального процветания страны. А для этого требуются усилия всех сторон: и школьников, и учителей, и родителей. Кстати, работа с родителями – еще один важный приоритет. В Гуанчжоу функционирует родительский университет, где в субботу и в воскресенье пап и мам учат воспитывать детей, принимать сознательное и ответственное участие в их образовании.

Китайские школьники учатся много и усердно. Их учебная нагрузка выше российской. Ежедневно они проводят в школе до восьми часов. Дисциплины обязательные, дисциплины по выбору, внеклассные мероприятия, время для выполнения заданного учителями. Конечно, сюда добавляется время и на еду, и на занятия в библиотеке. В любом случае ставки для китайского школьника очень велики.

Сегодня в Китае обязательное девятилетнее образование. Старшая школа – привилегия не для всех. После 9-го класса выпускники сдают обязательные экзамены, по результатам которых они могут подать документы в старшую школу исходя из набранных ими баллов. Те, кто набрал высокие баллы, поступают в более престижные и сильные школы. Старшая школа – платная. Поэтому старшеклассники понимают, что результаты их учебы – это не только их профессиональное и личное будущее, это инвестиции родителей в общее семейное благополучие и в собственную старость. Единой государственной пенсионной системы, как в России, в Китае нет, и надеяться можно только на собственные силы и успех своего ребенка. Два года назад в Китае разрешили некоторым категориям семей иметь двоих детей. Однако пока в большинстве случаев в семье один ребенок, и вклад в его будущее посредством качественного образования – важнейшая культурная и социальная норма.

Нельзя сказать, что китайская школа – это идиллия и благополучие. Некоторые ее характеристики для нас непривычны. Ну, например, средний размер класса в китайской школе превышает 40 человек, а в некоторых школах в одном классе могут учиться и свыше 50 учеников. Конечно, школы в развитых городах и провинциях Восточного Китая отличаются от школ в сельской местности и школ западных и северных провинций. Не всегда хватает квалифицированных учителей, особенно на селе. Некоторые из учителей там не имеют необходимой профессиональной подготовки, а сами школы не так благоустроены, как увиденные нами в Гуанчжоу. Проводится политика выравнивания доступа к качественному школьному образованию, но разница сильно ощутима. Именно поэтому есть такой контраст между лидерами в PISA – Шанхаем или Пекином (островной Китай – вообще отдельная история) и регионами на западе. Есть и задача повышения заработной платы учителям. При этом их нагрузка вполне сопоставима с российской. Учителя и ученики работают много и усердно. И при этом важной чертой китайской школы является взаимное уважение учеников, учителей и их родителей.

Существует стереотип, что китайцы не говорят о своих проблемах, ограничиваясь только рассказом о достижениях под руководством Коммунистической партии Китая. Но в диалоге с нами китайские коллеги говорили достаточно откровенно, и это – тоже примета сегодняшнего китайского образования. Также как и налаженные способы быстрого распространения наиболее успешных практик, дающих эффективные результаты. В Китае существует система пилотных проектов, когда разработки китайских ученых сначала проходят серьезную апробацию в отдельных школах, а затем в случае успеха распространяются во всей системе образования. Но (и это очень важно) китайское образование – это постоянное движение вперед без быстрых скачков и метаний из крайности в крайность. Невозможно себе представить масштабные изменения, которые были бы реализованы за пару-тройку лет. Чтобы быть впереди, надо идти аккуратно и без спешки. В этом – вся стратегия развития страны, начатая еще Дэном Сяопином.

Улетая из Гуанчжоу, мы видели, насколько велик этот 13-миллионный город, (восьмой в Китае по численности населения). Его суперсовременный сити, состоящий из небоскребов, возник всего 10 лет назад, когда страна готовилась принять здесь Азиатские игры.

Не спешить – не значит двигаться подобно черепахе. Накопленное в Китае количество уже способно выдавать (и интенсивно выдает!) новое качество, заставляя весь мир воспринимать происходящее здесь с большим интересом и уважением.

Сделать в России так, как в Китае, нельзя. Мы – разные. Но многое из китайского опыта образовательных реформ очень важно учесть, а еще лучше – взять на вооружение.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube