Уважаемый читатель!
Педагогическая вавилонская башня поднимается все выше и выше. Системе образования трудно развиваться если не без консенсуса по ключевым вопросам, то хотя бы без спокойного диалога. Но у каждого свой язык. У экспертов он свой. Помню себя 10 лет назад. Сидел на семинарах «Эврики» и гуглил «бифуркации» и «диверсификации», чтобы понять, о чем говорят эксперты. У управленцев и учителей другой язык, мы хорошо научились прятаться за всевозможными «УУД» и «компетенциями», «субвенциями», «НСОТами», демонстрируя коллегам – «Смотрите! Я свой, тоже имею право танцевать со своим терминологическим бубном около методического костра». Родители и дети нас понимают плохо, формируют свой «словарь», характеризующий нашу систему образования, и не все термины из чата родителей редакторы позволят печатать в официальных изданиях :-). Можно предложить много способов вести диалог, но, на мой взгляд, человеческая культура за последние три тысячелетия пока не изобрела лучше жанра притч – реальных историй, которые передают смыслы и ценности. В своем блоге буду публиковать такие притчи, случившиеся в нашей школе или рассказанные коллегами. Надеюсь на то, что для кого-то это станет началом внутреннего диалога и появится желание обсудить и поделиться своими размышлениями.
История первая, терпеливая. «Кедр взошел!»
Подходило к концу совещание по работе с «трудными детьми». Классный руководитель, завуч, директор решали вопрос о том, что делать с очередным ершистым подростком.
– Я ему уже две недели говорю о том, что такое поведение недопустимо, но никакого результата! – с отчаянием в голосе и потухшим взглядом поведал классный руководитель.
В дверь торопливо постучала и, не дожидаясь ответа, ворвалась Валентина Мартыновна, наша местная легенда. У нее в огороде растет киви, на подоконнике – бананы и миндаль. Все свои умения она передает школьникам, с которыми создала настоящую лабораторию экспериментальной ботаники.
– Кедр взошел! – радостно сверкая глазами, сообщила она.
Возникла недоуменная пауза. Уж больно резким получился переход на другую тему.
– Какой кедр, Валентина Мартыновна? – спросила завуч, окинув взглядом утомленных рабочим днем коллег.
– Ливанский! – уточнила Валентина Мартыновна, с таким видом и таким тоном, что у нас не должно было остаться сомнений в историческом масштабе произошедшего события.
– Хорошо-хорошо, мы очень рады, – сказал я в умиротворяющем стиле героини знаменитой комедии. Дескать, «и тебя вылечат…». Перевел взгляд на окошко электронной почты школы на экране ноутбука – «7 новых сообщений» за сорок минут совещания, в том числе с пометкой «сделать вчера».
– Так через полтора года взошел! – добавила последний аргумент Балтийский Мичурин.
Тут до меня стало постепенно доходить… Она посадила орешек кедра редкого вида в прошлом году и поливала пустой горшок 18 месяцев подряд! Ни дня не сомневалась в успехе своего дела, и кедр вознаградил ее за упорство.
А мне подумалось о том, как же часто я останавливался в шаге от заветной мечты, от желаемой цели и даже не зная, что счастье было так близко. Как же часто на государственном, региональном или школьном уровнях мы, не закончив одну реформу, начинаем другую, создавая условия для развития ребенка, ждем быстрых результатов, отчаиваемся, если их не видим…