Пару дней назад прочитал статью про то, как учителя в свободное время занимаются совсем не учительскими вещами… Ну то есть пишут фанфики, или ведут блог про моду и стиль… И вот в статье мнение высказывают все – и родители, и учителя.
Вот эта статья, кому интересно будет:
А я увидел, как странно относятся наши родители к учителям. Ведь по сути обе стороны правы. Да, учитель может заниматься после работы чем угодно, если это в рамках закона и моральных норм. И, конечно, он должен быть примером для учеников. То и другое верно.
Мы, родители, рассматриваем учителя как образец и внимательно за ним следим, чтобы образец соответствовал нашему стереотипу. А если он не соответствует, то это плохо, и нужно образец поменять. Ну, по сути, правильно… Если тебе не нравится учитель, то как минимум высказать свое мнение нужно.
А вот интересно, если его поведение нравится, то про это тоже нужно рассказать? Но что-то редко это бывает.
А вот про какой образец мы говорим? Какой образ учителя существует в голове родителя?
Неужели это все еще – «чем строже, тем лучше»? Похоже, так. Конечно, после уроков все учителя должны идти в библиотеки, театры и на выставки. А дома читать Достоевского и выкладывать в Инстаграм фотки, как они сидят под торшером в кресле-качалке под пледом и читают томик Чехова. Вот тогда это хороший педагог? Тогда можно отдать ему своего ребенка и быть уверенным, что с ним все будет в порядке. Вот тогда мы точно знаем, что с нашими детьми все будет хорошо. И они получат актуальное образование, навыки будущего, выйдут из школы адаптированными к сложному современному миру.
Откуда это в головах родителей? Из советского прошлого? Но многие из них даже не помнят его. Откуда понимание, что если строго и за партами, что если фронтальный опрос, то это правильно, что если программу сдал, то это хорошо, что если ты начал читать в два года, то гений. Если три языка, то все – жизнь удалась.
Ведь если вы только взглянете внимательно на реальный мир, вы увидите, что в жизни-то совсем всё иначе. И уроки она нам предлагает другие, и оценки по-своему расставляет... Да и люди живут совсем иначе. Соцсети важны. Гаджет – часть реальности. То, что происходит в мире, все больше влияет на нас. А нам все больше хочется влиять на мир.
Но взрослые этот мир часто не замечают, они цепляются за тот шаблон, который сейчас приносит им успех – офис, работа с 9.00 до 18.00. Карьерный рост – из класса в класс, зарплата как оценка трудов, отпуск строго по согласованию с начальством, но точно знаем, что по закону он есть и должен быть. А летом точно – это лучшее время для отпуска. Правда? И лучший вариант, если три месяца и в деревне у бабушки… Ой, нет – три недели в Турции. Ибо работа есть работа, а отдых по расписанию. И ребенка – специалисту по решению ребенковских проблем.
Не этот ли шаблон мы пытаемся навязать нашим детям, когда они идут в школу? И не того ли мы требуем от учителей?
А может быть, есть образец лучше, чем наш? Что плохого в том, что кроме работы учитель может вести блог про моду? Это правда далеко от жизни? Тогда посмотрите, чем интересуются ваши дети в реальности. Это не томик Чехова в кресле- качалке.
Человек, который кроме работы имеет много интересов, человек, который не боится выходить в мир и говорить там о своих мыслях, идеях, поступках, решениях – это не самый плохой образец для подражания. Человек, который кроме работы может писать фанфики (да, я уже понял – погуглите, пожалуйста) на том же уровне, что его ученики, так плох?
Недавно одна моя знакомая учительница переживала, что ее ученица и ее мама случайно застали ее в отделе нижнего белья... Да-а-а… Учитель не должен ходить в отдел нижнего белья. Или только по ночам, когда все его ученики спят. Но и учительнице тоже было неудобно! Для нее это казус.
«– Марь Ивановна, позвольте вам порекомендовать хороший бренд. Мне очень нравится. И моей маме тоже. Я ношу с удовольствием.
– Спасибо, Юлечка. Моему парню нравится только вот эта марка».
Да, долго нам до этого еще.
Мне кажется, главная ценность учителя не только в его профессионализме как преподавателя. Этому могут научить в вузе, например. Да и сам научиться может.
Главная ценность – в умении раскрываться миру, в способности принимать ученика, человека как личность. Это то, что сейчас ценится и в будущем будет цениться: уважение к мнению другого человека, умение не бояться своего мнения, доказывать его, не обижая оппонента. Умение творить. Созидать новое, экспериментировать. Быть разным. Не бояться самого себя и мира, в котором ты живешь.
Это мир, в котором можно менять работу, можно работать и путешествовать. Можно учиться сидя дома, где нет рабочего дня и все оценки относительны, а зарплата не всегда мерило успеха. Мир, где искусство занимает то же место, что и математика. Умение реализовать себя ценится выше оценки по ЕГЭ. Где можно все бросить и уехать на велосипедах с семьей вокруг света. Где детей рожают, потому что хочется, а не потому что зарплата позволяет. А учиться можно и без классов, и не только отступая от клеточки. Мир, где наших детей учат живые люди, которые любят свою работу, получают от нее удовольствие и учат этому наших детей.
А образец для подражания… Родители, ну так не учителя это, не учителя…