Жан-Мишель Захарчук полагает, что, хотя он не может не приветствовать то, что в подготовительных классах в зоне усиленного приоритетного обучения число учеников будет уменьшено в два раза и доведено до 12 человек, сама по себе эта мера ничего не даст, если дети будут заниматься так же, как в больших классах, то есть если учителя не получат специальной подготовки для работы в маленьких группах с более индивидуальным подходом. Хуже всего, если более успевающие дети будут отделены от неуспевающих. Кроме того, нельзя допустить, чтобы в подготовительных классах дети привыкли учиться только маленькими группами. В этом случае переход к большим классам в более старшем возрасте окажется весьма болезненным, поэтому уроки физкультуры и пения должны по-прежнему проводиться в больших классах по 24 человека. Кроме того, сокращение числа учеников в кассе способно закрепить статус учебных заведений зоны усиленного приоритетного обучения, в то время как они были созданы, чтобы преодолеть разрыв с остальными школами.
Эксперт также обеспокоен тем, что общество может воспринять эту меру как окончательный ответ на все вопросы. Действительно, общественное мнение относится к этому решению положительно, особенно сами преподаватели, которым кажется, что условия их работы значительно улучшатся. При этом они часто забывают о том, что эта мера влечет за собой множество проблем. Не стоит строить иллюзий: бюджет не безграничен, и, если большой объем средств будет отведен для решения этой задачи, для решения других проблем их останется меньше.
Как отмечает Захарчук, некоторые педагоги даже в очень маленьких группах преподают точно так же, как в больших классах, то есть без всякого индивидуального подхода и поддержки слабых учеников. В этом случае значительные средства расходуются впустую, и, вероятно, лучше было бы вложить их в подготовку педагогов, обучив их различным педагогическим методикам, позволяющим сделать обучение более эффективным. К тому же результаты некоторых исследований не позволяют считать, что сокращение числа учеников в классах приводит к автоматическому повышению успеваемости, особенно у слабых учеников. Необходимы дополнительные меры.
Как подчеркивает эксперт, слабые ученики не обязательно сосредоточены в зоне приоритетного обучения – они встречаются повсюду, то есть проблема не решается усилением борьбы с неуспеваемостью в зоне приоритетного обучения, необходимы более масштабные меры. Более того, во вполне благополучных учебных заведениях обучение проходит более интенсивно, отставание неуспевающих быстро накапливается и без соответствующего сопровождения преодолеть его невозможно. С другой стороны, в зоне приоритетного обучения есть и вполне успевающие ученики. Именно поэтому Жан-Мишель Захарчук настаивает на том, что основное внимание должно быть уделено подготовке учителей и применению дифференцированных педагогических методик: например, по его опыту, хорошие результаты приносит взаимное обучение, когда сильные ученики помогают слабым. При этом у неуспевающих появляется возможность повторить плохо усвоенный материал в комфортном для них темпе.
В целом, уменьшение числе учеников в классе – ни в коем случае не панацея. Оно даст положительные результаты, только если будет проводиться обдуманно, с учетом всех возможных подводных камней, и будет сопровождаться другими важными преобразованиями.
Перевела Александра Ратай