Личный опыт // Тема дня

ПросветКачалка для директоров


ПросветКачалка для директоров

В Государственном университете просвещения с мая этого года работают курсы повышения квалификации для действующих и будущих управленцев системы общего образования. Консультантом этих курсов является экс-руководитель ДОНМ Исаак Калина, и обучение на них уже прошло около десяти групп из разных регионов. На занятиях одного из потоков, продолжавшихся в течение трёх дней, побывал эксперт Борис Старцев. Его впечатления – в нашем материале.

Борис Юльевич, что это были за курсы?

– Это были курсы повышения квалификации для заведующих детскими садами и членов их управленческих команд из Марий Эл, Удмуртии, Санкт-Петербурга и Ленинградской области: три дня интенсивных занятий с утра до вечера. В группе порядка тридцати человек, и, например, Ленинградскую область представляла команда сети частных детских садов.

На какой площадке проходили курсы?

– В здании Федеральной академии повышения квалификации на Головинском шоссе, которая сейчас входит в состав Просвета. Там много обычных аудиторий, но для занятий выбрали конференц-зал, где принимают региональных министров и подписывают соглашения.

Там получилось оригинальное учебное пространство. Во фронтальной части на небольшом подиуме – президиум и трибуна для лекторов. Перпендикулярно президиуму справа и слева – по два длинных стола, за ними места для слушателей – «начальственные» кресла на колёсиках. Персональные микрофоны прилагаются. В задней части зала также на подиуме – второй президиум для организаторов и гостей.

Так слушатели находятся не в позиции школяров, а скорее участников совещаний.

Кресла на колёсиках и микрофоны помогают ощутить собственную значимость и одновременно улучшают мобильность: удобно переключаться на работу в группах.

Занятия проходили в форме лекций или были какие-то альтернативные форматы?

– Основных форматов три: лекция с элементами интерактива, управленческий тренинг и работа над групповыми проектами, которые в конце третьего дня нужно защитить перед комиссией. Есть ещё четвёртый – выездное мероприятие. Нас на полдня возили в «Хорошколу» на брендированном автобусе Просвета: сначала в детский сад, потом в «началку».

Важный элемент программы – взаимообучение. При делении на малые группы организаторы следят, чтобы в каждой были представлены разные регионы.

А информацию друг о друге слушатели могут почерпнуть из программы, которую выдали перед началом занятий.

Охарактеризуйте тематику занятий. Чему посвящены курсы?

– Официальное название курсов – «Управление современной дошкольной образовательной организацией: результативные стратегии и практические решения».

Затронуты, с одной стороны, стратегические вопросы: госполитика в дошкольном образовании, применение профстандартов, возможности для использования ИИ в управлении и учебном процессе, а с другой стороны, происходит, как сейчас любят говорить, «трансляция лучших практик». Например, директор московской школы рассказывал, как он в своих дошкольных отделениях обеспечивает раннее профессиональное развитие воспитанников.

К слову, в управленческих тренингах специфика «дошколки» учитывается лишь отчасти – многое из того, о чём идёт речь, применимо и на других уровнях образования, в госуправлении, в бизнесе.

А кто преподаёт? Вы пока упомянули только некоего директора московской школы.

– Директор – это Дмитрий Гуров, «Школа Марьина Роща». Лекцию о госполитике прочитала заместитель директора профильного департамента Минпросвещения Наталья Костюк, о профстандартах – экс-депутат Госдумы Любовь Духанина, которая теперь работает в Просвете. На час в преподавателя перевоплотилась одна из слушателей – директор сети частных детских садов Татьяна Ладыженская, и это, по-моему, новое слово в дизайне образовательных программ.

Максим Турушев из Красноярска представил опыт своей лаборатории по робототехнике, ставшей проектом федерального масштаба, и слушатели могли из этого извлечь двойную пользу. Во-первых, подключить к проекту своих воспитанников, а во-вторых, перенять опыт реализации проекта с нуля. Максим Турушев увлекательно рассказывал, как буквально с улицы пришёл со своим проектом к мэру Красноярска и тот его поддержал.

Были и другие приглашённые преподаватели, их состав меняется на каждых курсах – по-моему, повторов за полгода было совсем мало. При этом есть постоянный состав: сотрудники Просвета Марина Лазарева и Сергей Геращенко, которые являются авторами программы, ведут управленческие тренинги и организуют проектную деятельность. У обоих большой опыт работы в школе, Сергей Андреевич был проректором ИРО Саратовской области, Марина Владимировна работала в питерском вузе.

А о чём читал лекцию Исаак Иосифович Калина?

– Он лекцию не читал, но все три дня присутствовал на занятиях: сидел во втором президиуме, наблюдал за происходящим, в перерывах общался с преподавателями.

После каждого занятия предусмотрены «комментарии консультанта программы по теме»: он расставляет акценты, заостряет внимание на проблемах, даёт рекомендации, формулирует вопросы, не требующие мгновенных ответов. Те, кто работал с Исааком Калиной в Москве и затем в Федеральной академии, с этим форматом хорошо знакомы. Одни его реплики вызывают улыбки в зале и расслабляют аудиторию, другие, наоборот, заставляют задуматься, а третьи – стимулируют активность.

На любых курсах для взрослых важно «расшевелить» слушателей, чтобы они активнее задавали вопросы, спорили с преподавателем и т. д., а после одной лекции вопросов не было вообще.

И тогда Исаак Калина сказал, что он, как школьный учитель, оценивает выпускника дошкольного учреждения по одному критерию: сохранилось ли у него за три-четыре года желание задавать вопросы. А уж если заведующие детскими садами их не задают, о чём говорить?

После этого несколько человек решились задать вопросы.

В первый день занятий Исаак Иосифович порекомендовал слушателям отключиться от управления своей организацией, чтобы использовать редкую возможность переосмыслить себя. Дескать, вижу, что некоторые из вас сделать этого никак не могут, поэтому предупредите исполняющего обязанности, что он не имеет права вам звонить и писать. И тогда за эти три дня будет заметен прирост профессиональной силы не только лично вашей, но и управленческой команды, работающей без вас.

Что сами преподаватели делают для того, чтобы слушатели не заскучали?

– Стремятся сделать так, чтобы материал был людям интересен и полезен. Это залог успеха в любой аудитории. В ряде случаев используют активные методы.

На одном из тренингов Марина Лазарева и Сергей Геращенко разделили слушателей на пары, каждый получил карточку с названием своей символической роли, после чего каждая пара разработала проект, раскрывающий потенциал обоих партнёров и полезный воспитанникам. Например, «Сила природы» и «Городской повар» предложили устроить на территории детсада огород, организовать экскурсию на ферму и провести праздник урожая. На таком тренинге, конечно, не заскучаешь.

А в конце ещё и мораль: партнёрство – это не таблички на дверях, а функции, взаимная польза, умение слышать, дополнять компетенции и ценности друг друга.

На тренингах мне понравилось, что преподаватели активно цитируют классиков («руководитель должен быть, как полковник из поэмы «Бородино», слугой царю, отцом солдатам»), демонстрируют видео на большом экране (эпизод из фильма «Место действия», где директор завода рассказывает журналисту о способах мотивации), произносят управленческие максимы («Когда ответственность за промах берёт на себя коллектив вместе с руководителем, можно утверждать, что коллектив состоялся»).

Что ещё лично Вам понравилось на курсах?

– То, что в программу ненавязчиво «вмонтирована» воспитательная составляющая. Например, на занятии, посвящённом искусственному интеллекту, лектор рассказывала о русскоязычной сети GigaChat, предустановленной в продвигаемом сегодня мессенджере Max. «У кого нет «Макса», задумайтесь», – реплика Марины Лазаревой. Директор «Школы Марьиной Рощи», говоря о продвижении дополнительного образования в мессенджерах, сказал: «Кто у нас главный друг? Правильно, «Макс!»

Марина Лазарева опять же между делом порекомендовала слушателям посмотреть фильм «Россия. Кремль. Путин. 25 лет» и обратить внимание на тему принятия решений. Некоторые преподаватели продвигали российские разработки (цифровые инструменты, результаты исследований и проч.), противопоставляя их менее эффективным западным аналогам. А по итогам курсов каждый слушатель получил в подарок «Педагогическую поэму» Антона Макаренко.

Была и внеурочная деятельность: вечером во второй день слушателям организовали экскурсию в национальный центр «Россия», а ранее одна из групп школьных директоров посетила подмосковный парк «Патриот».

Какова практическая отдача от таких курсов для слушателей?

– Я задавал подобные вопросы выпускникам нескольких потоков, и они перечисляли разные факторы: узнали новое о госполитике, получили в руки инструменты, которые можно использовать в повседневной работе, познакомились с коллегами из других регионов и уже начали перенимать их опыт, зарядились энергией и ощутили уверенность в себе. Если говорить современным языком, люди на этих курсах «освежили харды и прокачали софты».

А ещё у коллег возникла аналогия с 1990-ми годами, когда в молодёжной среде было модно ходить в небольшие спортзалы – «качалки», и курсы они назвали «директорской качалкой».

Человек туда приходит, чтобы поддержать форму, нарастить мускулы, пообщаться с себе подобными, услышать советы тренеров, а через какое-то время, конечно, получить от этого практическую отдачу.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube