Личный опыт // Колонка

«Урок литературы – не факты, аргументы, а открытия!»


«Урок литературы – не факты, аргументы, а открытия!»
Фото: ru.freepik.com

Учитель московской школы №1798, наш колумнист и медиамастер Ирина Царева рассказала о том, как помочь ученикам понять литературного героя, почувствовать его духовный мир и найти свою собственную историю.

Евгений Николаевич Ильин в своей книге «Герой нашего урока» писал: «Урок литературы – не факты, аргументы, а открытия!» Сейчас достаточно сложно заинтересовать детей образом героя, который стал настоящим открытием в мире литературы более 180 лет назад. Зачастую ребята читают текст механически, не проникая в его глубину. Именно поэтому на уроках литературы важно соединить историю ученика с историей героя, показать, что в любом из персонажей мы можем найти небольшую частичку самих себя.

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» практически всегда идет сложно. Дети путаются в тексте, запоминают только побег из монастыря и схватку с барсом. Каждый раз я слышу одну и ту же фразу: «Все прочитал, но ничего не понял». И тут начинается сложный путь, который мы проходим, взяв за руку Мцыри. Пока главный герой борется с барсом, ребята «сражаются» с текстом. Здесь важно правильно направить их, чтобы они смогли совершить свое первое открытие. «Так вот почему изменилось название поэмы!», «Это же настоящий романтизм!», «Три дня стали целой жизнью!», «Мне кажется, что мы все немного Мцыри», – в такие моменты ощущаешь, что дети перешли от плоского восприятия текста к собственным духовным поискам. Но это лишь начало пути.

Чтобы помочь ребенку глубже воспринять текст, необходимо придумать такую учебную задачу, которая поможет ему соединить свой замысел и текст. Я предложила своим ученикам следующее: подберите картину любого художника, посмотрев на которую, Мцыри мог бы узнать себя (свое внутреннее состояние). Сопроводите картину небольшим описанием: как, на ваш взгляд, Мцыри «отразился» в этой картине?

Дополнительно я пояснила детям, что это может быть абсолютно любая картина. Важно, чтобы каждый не только нашел частичку героя в ней, но и смог обосновать свой выбор.

Варвара: «Если бы Мцыри увидел картину Врубеля «Поверженный демон», то он увидел бы на ней себя. Крылья демона сломаны, ему не дали‌ свободы полёта. Вдали – горы, напоминающие горы Кавказа. Взгляд демона полон ненависти; он словно зол на весь мир за то, что ему не дали свободы полёта. Так же и Мцыри вроде бы зол на мир, но в то же время рад тем трём дням, проведённым на свободе».

Элла: «В «Звёздной ночи» Ван Гог передаёт не просто пейзаж, а вихрь чувств. Это не спокойная природа, а внутренний мир полный тревоги, тоски и жажды чего-то большего – как раз то, что переживал Мцыри, запертый в монастыре и мечтающий о родине. В монастыре – серые стены, тишина, отсутствие жизни. А за его пределами – Кавказ: горы, ветер, бурные реки, дикие звери. Так и в «Звёздной ночи» – тихая деревня внизу, будто спящая, и бушующее небо над ней, как символ подавленного, но неукротимого духа. Мцыри чувствует себя заточённым в чужом мире, но его душа рвётся к чему-то возвышенному, космическому, необъятному».

Полина: «Мцыри мог бы узнать себя в образе демона, изображенного на картине на картине Врубеля “Демон сидящий». В ней он мог увидеть себя как “изгнанника”, почувствовавшего свою непринадлежность “духовному миру”, в который он был погружен не по своей воле. Демона окружают цветы, выполненные в насыщенных сине-фиолетовых оттенках, они не кажутся живыми, они словно расколоты, так же как его мечты о свободной и вольной жизни, полной страстей и волнений».

Арсений: ««Дуб, раздробленный молнией» Максима Воробьева: природа созвучна с характером главного героя – молодого свободолюбивого Мцыри, который ни за что на свете не готов смириться со своим заточением».

Презентация творческих работ проходила в полной тишине, ребята заворожённо слушали друг друга. Задание не было обязательным, но в каждом классе все же нашлись творческие добровольцы. Впоследствии работы стали основной стихийной выставки в классе. Каждый раз, идя на свой урок литературы, я задаю себе один и тот же вопрос: «Какую нравственную проблему мы сможем решить?» А за ответом обращаюсь уже к ребятам.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube