Качество образования // Тема дня

Петербургские эксперименты физиков и лириков


Петербургские эксперименты физиков и лириков
Фото: «Вести образования»

Может ли физика быть интересным школьным уроком, как организовать исследовательскую и экспериментальную деятельность в школе и есть ли место экспериментам в гуманитарных науках? На эти и другие вопросы искали ответы эксперты Института «Эврика» и Московского педагогического государственного университета вместе с педагогами Санкт-Петербургской школы «Унисон» и Саратовского лицея-интерната естественных наук на очной сессии «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся», которая прошла в гостеприимной Северной столице.

Интернет без интернета

Всё началось не с теории, а с практики – сначала действуй, потом знай! Научные сотрудники Лаборатории квантовых детекторов МПГУ, ведущие проекта «Физическая гостиная» предложили педагогам сделать интернет своими руками и узнать, что скрывает от человеческих глаз камера.

Разбившись на четыре команды, участники обменивались тайными сообщениями и искали надёжный способ передачи информации другой команде. Экспериментируя со световодами и фонариками, им удалось «изобрести» волоконно-оптическую связь и отправить друг другу текстовые послания и картинки. А при помощи зеркал и лазерных указок они старались управлять светом и попасть в мишень.

А ещё им предстояло раскрыть секрет аквариума с жидкостью.

В процессе эксперимента выяснилось, что световой луч может преломляться, а аквариум наполнен не только обычной водой, но и концентрированным сахарным сиропом. Педагоги смогли увидеть, что свет не всегда распространяется по прямой. Кстати, это ключ к ответу на вопрос: «Почему летом на раскалённой асфальтовой дороге нам мерещатся лужи?»

Что скрывает камера

Есть ли что-то общее у человеческого глаза и камеры? Как люди воспринимают окружающий мир и почему они, в отличие от камеры, не могут разглядеть, как, например, охотится лягушка? А на что влияет частота камеры и какие оптические иллюзии возникают при видеосъёмке в разных режимах?

Ответы на все эти вопросы искали участники команд, экспериментируя с тауматропами (это такая игрушка-перевёртыш «птичка в клетке») и волчками.

Наблюдая за вращениями игрушек через камеры своих смартфонов, педагоги смогли «посадить птичку в клетку» и определить, как связана частота камеры со скоростью вращения игрушки.

Эксперимент на выбор

Только после физических экспериментов состоялась установочная лекция научного руководителя Института «Эврика» Александра Адамского, физика и лирика в одном лице.

К этому моменту участникам уже было о чём поговорить и в чём признаться, например, в том, что проведённые физические эксперименты так и не разбудили в гуманитариях интерес к физике.

Значит ли это, что педагогу-ведущему не хватило для этого способов и приёмов? Об этом участники конференции будут размышлять во время итоговой рефлексии, а пока им предстояло выбрать одну мастерскую из трёх и продолжить экспериментировать уже там.

Вместе с профессиональными мастерами педагоги попытались взглянуть на стихосложение и поэтический текст как на объект учебного исследования и эксперимента; на медиадеятельность – как на бесконечный эксперимент с поиском способа, технологии и непредсказуемым финалом, и разобраться в межпредметных, экспериментальных и исследовательских задачах в физике и математике. А ещё побывать в непривычной для себя позиции, перевоплотившись не только в учителя другого предмета, но и в представителя другой профессии.

Внутри мастерских развернулась почти профессиональная деятельность по созданию продуктов, которые были представлены педагогами каждой мастерской в конце второго дня сессии.

Вопросы в сухом остатке

  • Имеет ли право учитель позволить ребёнку быть не вовлечённым?
  • В чём смысл эксперимента на уроке, если результат непредсказуем?
  • Каким должно быть соотношение участия в деятельности педагога и технологий? (Ведь талантливый педагог заслоняет собой суть технологического процесса и работает не технология, а исключительно харизма. Педагоги спотыкаются на построении модели/константы.)

На рефлексии, которой традиционно заканчивается каждое событие «Эврики», эксперты и участники сессии напомнили друг другу о том, что:

  • Сначала действуй, потом знай! Это базовый принцип развивающего обучения;
  • Если на занятиях дети не действуют, а следуют инструкции и повторяют действия учителя, то нет материала для рефлексии;
  • Если нет произвольного действия ребёнка, не формируется понятие и нет материала для исследования;
  • Бытовой опыт можно прировнять к социальным взаимодействиям, а понятие формируется в результате социальных отношений (командной работы);
  • Рефлексия и обобщения – неотъемлемые и чрезвычайно важные этапы события;
  • На разных предметностях меняется качественный состав в команде:
  • «Не для школы, а для жизни мы учимся»;
  • Все физические (математические) процессы, которые ребёнка окружают в жизни, увы, не присутствуют в школьной программе («Внешкольная арифметика»);
  • Подготовить к жизни сложнее, чем передать накопленные знания;
  • Способность искать способ действия/орудия станет частью человеческой личности. С одной стороны, учитель не должен потерять темпоритм и вовремя поменять способ действия, с другой стороны, если ученик не вовлёкся с первой пробы, нужно дождаться того момента (той предметности), который (-ая) его заинтересует (а можно и не дождаться);

Продолжению быть

Второй день сессии начался с проблематизирующих, по-новому раскрывающих экспериментальную деятельность в школе выступлений экспертов «Эврики», после чего участники и мастера погрузились в работу над продуктами (а некоторые педагоги даже поменяли мастерскую, что допустимо), которые продемонстрировали на пленуме.

Во время финальной групповой рефлексии педагоги анализировали полученный опыт, делились впечатлениями о первых профессиональных пробах и рассуждали о необходимости третьего дня. По мнению некоторых участников, его не хватило, чтобы привести продукты в соответствие с культурной нормой, получить недостающие навыки и разработать ещё более интересные способы деятельности. Однако Александр Адамский, сославшись на знаменитый эффект Зейгарник, заверил слушателей, что прерванное действие не только лучше запоминается, но и способствует более глубокой, осмысленной и детальной рефлексии.

Впрочем, продолжению обязательно быть.

Институт «Эврика» благодарит школу «Унисон» и её директора Ларису Рудольфовну Герапинович за тёплый приём, развивающую атмосферу и эстетическое удовольствие.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube