Качество образования // Тема дня

«Давайте успокоимся!» Александр Адамский предложил наложить мораторий на расширение количества предметов в школе


«Давайте успокоимся!» Александр Адамский предложил наложить мораторий на расширение количества предметов в школе
Фото: «Вести образования»

Президент России Владимир Путин поручил сократить объём домашних заданий, а также убрать лишние контрольные в образовательных учреждениях, чтобы усовершенствовать школьные учебные программы. А с 15 апреля Рособрнадзор начал проверять обоснованность проведения тех или иных контрольных работ в школах.

Впрочем, объём домашних заданий и избыточность контрольных работ далеко не всё, что вызывает сегодня вопросы родителей, педагогов и экспертов. Как, например, относиться к бесконечным, часто нелепым, предложениям депутатов ввести в школьную программу новые предметы в ущерб тем, по которым не хватает часов?

Научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский прокомментировал происходящее в программе «Максимова». Публикуем изложение фрагмента беседы.

Что делать с огромным объёмом домашних заданий, который вываливается на современного школьника?

– Мне кажется, здесь принцип один: всё, что мы хотим сделать в рамках освоения предмета, должно быть сделано на занятии в школе. Другое дело, что такое правило не может быть приказом по стране, это не должно быть введено административно. Нужно согласие профессионального сообщества на эту тему, это должна быть чёткая учительская позиция.

Я считаю, что объём домашнего задания обратно пропорционален профессионализму учителя. Чем выше уровень профессионализма учителя, тем меньше объём домашнего задания.

Профессионал всё может сделать в рамках занятия. Но если так замотивировать ребёнка, что он дома сам начнёт читать книгу или решать задачу – в этом задача учителя! Поэтому родители, мне кажется, абсолютно правы. Но тогда у них возникает задача заполнять свободное время ребёнка на его развитие, на продуктивную семейную жизнь, на общие дела, в том числе домашние.

Родители жалуются, что по важным предметам не хватает часов, зато есть астрономия, её учат целых полгода, и она вряд ли детям пригодится. А ещё депутаты предлагают ввести в школьную программу семьеведение, основы финансовой грамотности, информационной безопасности и много чего ещё. Какие дисциплины сегодня, на Ваш взгляд, в школе лишние?

– Я предлагаю наложить мораторий на расширение количества предметов в школе. Хватит! Давайте успокоимся! Давайте установим его хоть на какой-то обозримый период времени, чтобы хоть одно поколение детей закончило школу при стабильном наборе учебных дисциплин и предметов. А уже внутри этих предметов пусть специалисты ведут дискуссию и понимают, как те или иные существенные социальные проблемы, которые должны помочь ребёнку быть успешным, социализоваться, не быть потерянным, найти себя и т.д., разнообразить, обогатить тематически. Мне кажется, введение астрономии было абсолютно формальным шагом. Галочку поставили, а увеличилось ли количество детей и взрослых, которые стали лучше разбираться, что происходит в звездном небе? Вот недавно было затмение. Вряд ли. Нет ни таких исследований, ни доказательств.

А что, на Ваш взгляд, в школьную программу следует добавить, и по каким предметам существует очевидный дефицит?

– Меня больше всего тревожит уровень освоения естественнонаучных дисциплин, в частности, физики. И мне кажется, это довольно драматическая ситуация в тех условиях, в которых мы находимся, потому что и технологический уровень страны, экономики, производства зависит не только от тех 2–3% талантливых, одарённых людей, которые и сами физику выучат. Прежде всего важен общий уровень массового освоения физики, естественнонаучных дисциплин, а с этим у нас очень и очень плохо. Всё меньше и меньше детей в 9-м классе сдают ОГЭ, минимум идут на физическо-инженерные дисциплины. И я вам открою большой секрет: для того, чтобы поступить на физический факультет, не нужно приносить результаты ЕГЭ по физике. Вот такой парадокс.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube