27 марта в Международный День театра мы пообщались с руководителем детского театра «ЛИКование», победителем национальных и международных творческих конкурсов Юлией Смирновой.
– Юлия, вы руководите детским театральным коллективом почти 20 лет. Почему вы выбрали эту профессию?
– Когда мне было 10 лет, я пришла заниматься в театральный коллектив. Там я стала более раскрепощённой, нашла друзей, а главное – влюбилась в театральное искусство. В старших классах я помогала нашему режиссёру: проводила репетиции, выпускала спектакли. Так и пришла к тому, чтобы сделать театральную режиссуру своей профессией.
– Сложно ли было перейти из учеников в преподаватели?
– Во время учебы в Московском государственном университете культуры и искусств я продолжала работать в Центре детского творчества «Созвездие», где раньше занималась сама. Этот опыт помог выработать моё главное педагогическое кредо – быть не строгим учителем, а добрым другом. В первые годы своей педагогической практики мне повезло вместе с моим театральным коллективом принять участие в таких крупных мероприятиях, как Ежегодная выставка образования в Центральном Выставочном зале «Манеж» и Благотворительная ярмарка бренда «Coca-cola» для детей с ограниченными возможностями. Это научило удерживать внимание детей не жёсткой дисциплиной через запугивание и крик, а игровой методикой, которая даёт детям свободу, но с соблюдением некоторых правил.
– Что это за методика?
– Я помню, с каким азартом в детстве мы гонялись друг за другом, изображая сыщиков и бандитов. Игра – один из главных способов детского самовыражения. Она помогает превратить театральное пространство в волшебный увлекательный мир. В университете мы изучали труды М.М. Буткевича «К игровому театру», в которых он предлагает перевести привычное актёрское психо-физическое действие в преувеличенную плоскость игры. Актёр на сцене должен действовать. В игровом формате партнёры на сцене пытаются обыграть друг друга.
Я поняла, что эту модель можно применять и в детском театре. Ребёнку трудно понять значение слова «действие». Зато он прекрасно понимает, что ему нужно сделать для победы в соревновании. Как только я стала применять методику на практике, она сразу дала свои плоды. В моём коллективе сейчас более ста детей. Они приезжают на занятия даже из других школ.
– Как проходят репетиции в детском игровом театре?
– Любая постановка предполагает взаимодействие между персонажами. В одной из сцен есть два героя. Например, один что-то просит, другой отказывает. В итоге просьба удовлетворена, или оппонент остается непреклонным. В классическом театре актёр должен погрузиться в персонажа – понять его боль, написать биографию. Это интересный путь, но не всегда простой для ребёнка. В нашем театре персонаж – это часть игры. У артиста есть определённые правила, например, он всё время должен просить партнёра о чём-то. Как он должен просить: протяжно тоненьким голосочком или басом – всё это можно вписать в правила.
Работа над образом в игровом театре – это особая тема. Важно найти верное ощущение для понимания своего героя. На кого или на что он похож? Я играю не жеманную даму аристократку, а, например, рыбу с втянутыми щеками, выпученными глазами, нервно хватающую воздух.
Если мы стремимся к профессионализму в детском творчестве, то такой способ создания персонажа более эффективен, чем классический поиск зерна роли.
– Ваш спектакль «Сонин сон» получил награду «Лучший драматический спектакль» на Московском фестивале детских театров «В добрый час!». У театра «ЛИКование» есть много всероссийских и международных наград. Можно ли сказать, что игровая методика помогала побеждать в конкурсах?
– Игровая методика облегчила и ускорила процесс постановки. А главное, дети были настолько увлечены творческим процессом, что их не пугали многочасовые репетиции.
Игра – универсальный способ убрать из школьного театра штампованность.
Я пришла к тому, что методику стоит применять даже в малой форме – в подготовке школьных концертных номеров.
– Обычно такие номера со своими классами готовят их руководители. В своих научных статьях вы описали «Азбуку начинающего режиссёра» – руководство для учителей. Возможно ли обучить их основам игровой методики?
– Да, это возможно. Меня не раз приглашали в разные школы не для организации детского театра, а для внедрения игровой методики. В моей школе часто приходят на консультацию учителя, которые хотят подготовить номер со своим классом. Я советую материал, который можно использовать, и помогаю организовать игровую модель репетиций.
– То есть игровая театральная методика в школах помогает развивать творческий потенциал детей?
– И не только творческий. Театр – это самое коллективное из всех искусств. Дети на занятиях всё делают вместе: репетируют и играют спектакль, участвуют в изготовлении декораций и костюмов. В наших последних работах мы даже текст вместе придумывали. Игровая методика очень раскрепощает и оздоравливает.
– Что вы имеете в виду, когда говорите про оздоровительный эффект театрального творчества? Вы проводите актёрские мастер-классы и интерактивные спектакли для детей с особыми возможностями здоровья?
– Я работаю с разными группами детей. У ограниченных в движении ребят очень яркое, живое воображение.
Я использую в работе с ними игры, которые позволяют проявить фантазию, например, превратить один предмет в совершенно другой. Обычный карандаш у нас перевоплощался в зонтик и даже в качели.
Когда я работаю с детьми, которые страдают синдромом Дауна или аутистическими расстройствами, то особое внимание стараюсь уделять их взаимодействию друг с другом. Таким детям сложно контролировать эмоции, агрессию. С помощью игр можно моделировать разные жизненные ситуации, искать выходы из них и учиться управлять эмоциями.
– Какие перспективы развития вы видите у игровой театральной деятельности?
– Я планирую развивать свой школьный театр, экспериментируя с разным материалом, а также с методиками подхода к постановочному процессу. Сейчас мы выпустили несколько спектаклей с элементами живой съёмки. Для наших актёров это новый игровой процесс.
Одно из самых перспективных направлений игровой методики – это работа с детьми, страдающими РАС и другими ментальными расстройствами. В данный момент к печати готовится несколько научных трудов, посвящённых методике драматерапии и игротерапии РАС. Я хочу внести свой вклад в это направление театральной деятельности, потому что это настоящая возможность повлиять на жизни и здоровье людей, проявить свою заботу об обществе.
– Как работа влияет на вашу жизнь? Чему вы посвящаете свободное время?
– Работать с детьми, не имея активной жизненной позиции и любви к окружающим людям, невозможно. Моя деятельность помогает приносить пользу обществу, развивать образовательные технологии в стране. А жизненная позиция полностью перекликается с рабочей: я люблю общение во всех его проявлениях. Свободное время я посвящаю также развитию методик ораторского мастерства. В 2020 году выпустила книгу «Говори, не бойся!». Так что н бояться и всё время учиться новому – вот мой девиз по жизни.
Беседовала Наталья Бороздина