Культура // Интервью

«Игра – универсальный способ убрать из школьного театра штампованность»

  • 27 марта 2024

«Игра – универсальный способ убрать из школьного театра штампованность»

27 марта в Международный День театра мы пообщались с руководителем детского театра «ЛИКование», победителем национальных и международных творческих конкурсов Юлией Смирновой.

– Юлия, вы руководите детским театральным коллективом почти 20 лет. Почему вы выбрали эту профессию?

– Когда мне было 10 лет, я пришла заниматься в театральный коллектив. Там я стала более раскрепощённой, нашла друзей, а главное – влюбилась в театральное искусство. В старших классах я помогала нашему режиссёру: проводила репетиции, выпускала спектакли. Так и пришла к тому, чтобы сделать театральную режиссуру своей профессией.

– Сложно ли было перейти из учеников в преподаватели?

– Во время учебы в Московском государственном университете культуры и искусств я продолжала работать в Центре детского творчества «Созвездие», где раньше занималась сама. Этот опыт помог выработать моё главное педагогическое кредо – быть не строгим учителем, а добрым другом. В первые годы своей педагогической практики мне повезло вместе с моим театральным коллективом принять участие в таких крупных мероприятиях, как Ежегодная выставка образования в Центральном Выставочном зале «Манеж» и Благотворительная ярмарка бренда «Coca-cola» для детей с ограниченными возможностями. Это научило удерживать внимание детей не жёсткой дисциплиной через запугивание и крик, а игровой методикой, которая даёт детям свободу, но с соблюдением некоторых правил.

– Что это за методика?

– Я помню, с каким азартом в детстве мы гонялись друг за другом, изображая сыщиков и бандитов. Игра – один из главных способов детского самовыражения. Она помогает превратить театральное пространство в волшебный увлекательный мир. В университете мы изучали труды М.М. Буткевича «К игровому театру», в которых он предлагает перевести привычное актёрское психо-физическое действие в преувеличенную плоскость игры. Актёр на сцене должен действовать. В игровом формате партнёры на сцене пытаются обыграть друг друга.

Я поняла, что эту модель можно применять и в детском театре. Ребёнку трудно понять значение слова «действие». Зато он прекрасно понимает, что ему нужно сделать для победы в соревновании. Как только я стала применять методику на практике, она сразу дала свои плоды. В моём коллективе сейчас более ста детей. Они приезжают на занятия даже из других школ.

– Как проходят репетиции в детском игровом театре?

– Любая постановка предполагает взаимодействие между персонажами. В одной из сцен есть два героя. Например, один что-то просит, другой отказывает. В итоге просьба удовлетворена, или оппонент остается непреклонным. В классическом театре актёр должен погрузиться в персонажа – понять его боль, написать биографию. Это интересный путь, но не всегда простой для ребёнка. В нашем театре персонаж – это часть игры. У артиста есть определённые правила, например, он всё время должен просить партнёра о чём-то. Как он должен просить: протяжно тоненьким голосочком или басом – всё это можно вписать в правила.

Работа над образом в игровом театре – это особая тема. Важно найти верное ощущение для понимания своего героя. На кого или на что он похож? Я играю не жеманную даму аристократку, а, например, рыбу с втянутыми щеками, выпученными глазами, нервно хватающую воздух.

Если мы стремимся к профессионализму в детском творчестве, то такой способ создания персонажа более эффективен, чем классический поиск зерна роли.

Ваш спектакль «Сонин сон» получил награду «Лучший драматический спектакль» на Московском фестивале детских театров «В добрый час!». У театра «ЛИКование» есть много всероссийских и международных наград. Можно ли сказать, что игровая методика помогала побеждать в конкурсах?

Игровая методика облегчила и ускорила процесс постановки. А главное, дети были настолько увлечены творческим процессом, что их не пугали многочасовые репетиции.

Игра – универсальный способ убрать из школьного театра штампованность.

Я пришла к тому, что методику стоит применять даже в малой форме – в подготовке школьных концертных номеров.

– Обычно такие номера со своими классами готовят их руководители. В своих научных статьях вы описали «Азбуку начинающего режиссёра» – руководство для учителей. Возможно ли обучить их основам игровой методики?

– Да, это возможно. Меня не раз приглашали в разные школы не для организации детского театра, а для внедрения игровой методики. В моей школе часто приходят на консультацию учителя, которые хотят подготовить номер со своим классом. Я советую материал, который можно использовать, и помогаю организовать игровую модель репетиций.

– То есть игровая театральная методика в школах помогает развивать творческий потенциал детей?

– И не только творческий. Театр – это самое коллективное из всех искусств. Дети на занятиях всё делают вместе: репетируют и играют спектакль, участвуют в изготовлении декораций и костюмов. В наших последних работах мы даже текст вместе придумывали. Игровая методика очень раскрепощает и оздоравливает.

– Что вы имеете в виду, когда говорите про оздоровительный эффект театрального творчества? Вы проводите актёрские мастер-классы и интерактивные спектакли для детей с особыми возможностями здоровья?

– Я работаю с разными группами детей. У ограниченных в движении ребят очень яркое, живое воображение.

Я использую в работе с ними игры, которые позволяют проявить фантазию, например, превратить один предмет в совершенно другой. Обычный карандаш у нас перевоплощался в зонтик и даже в качели.

Когда я работаю с детьми, которые страдают синдромом Дауна или аутистическими расстройствами, то особое внимание стараюсь уделять их взаимодействию друг с другом. Таким детям сложно контролировать эмоции, агрессию. С помощью игр можно моделировать разные жизненные ситуации, искать выходы из них и учиться управлять эмоциями.

– Какие перспективы развития вы видите у игровой театральной деятельности?

– Я планирую развивать свой школьный театр, экспериментируя с разным материалом, а также с методиками подхода к постановочному процессу. Сейчас мы выпустили несколько спектаклей с элементами живой съёмки. Для наших актёров это новый игровой процесс.

Одно из самых перспективных направлений игровой методики – это работа с детьми, страдающими РАС и другими ментальными расстройствами. В данный момент к печати готовится несколько научных трудов, посвящённых методике драматерапии и игротерапии РАС. Я хочу внести свой вклад в это направление театральной деятельности, потому что это настоящая возможность повлиять на жизни и здоровье людей, проявить свою заботу об обществе.

– Как работа влияет на вашу жизнь? Чему вы посвящаете свободное время?

– Работать с детьми, не имея активной жизненной позиции и любви к окружающим людям, невозможно. Моя деятельность помогает приносить пользу обществу, развивать образовательные технологии в стране. А жизненная позиция полностью перекликается с рабочей: я люблю общение во всех его проявлениях. Свободное время я посвящаю также развитию методик ораторского мастерства. В 2020 году выпустила книгу «Говори, не бойся!». Так что н бояться и всё время учиться новому – вот мой девиз по жизни.

Беседовала Наталья Бороздина


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube