Наука // Статья

«Наука в школе будет развиваться, если детям это интересно»


«Наука в школе: реальность или иллюзия?» Этот вопрос стал главной темой для обсуждения на заседании круглого стола, который состоялся 22 марта в Физтех-лицее имени П.Л. Капицы. Мероприятие проходило в рамках проекта «Наука в регионы» при поддержке Фонда развития физтех-школ и благотворительного фонда «Эмпатия». Способна ли школа воспитать будущих «Платонов и быстрых разумом Невтонов»? Интересна ли современным подросткам научная деятельность как профессия? Какая роль принадлежит в этом процессе учителям? Об этом размышляли эксперты – участники дискуссии.

Первый вопрос, который задал модератор дискуссии, сооснователь и главный редактор портала Neuronovost Алексей Паевский участникам круглого стола, был сформулирован так: достаточен ли уровень преподавания научных дисциплин в массовой школе?

По мнению кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника ФИЦ «Биотехнологии» РАН Евгения Куликова, есть школы, которые «вытягивают» научный уровень преподавания, но их в целом немного, а в большинстве учебных заведений такая цель, скорее всего, не ставится.

Поэтому главная задача сегодня – повысить базовый уровень общего образования, не впадая в крайности сверхспециализации и подготовки исключительно олимпиадников.

Ведущий «Радио России» Дмитрий Конаныхин напомнил, что отличительные качества, характеризующие ученых – это природное любопытство, долготерпение, ощущение научного азарта. Любопытство, перерастающее в любознательность, проявляется у ребенка с детства, и эту черту характера важно сохранить и развить. Этим, а не только «взращиванием» талантов, должна заниматься школа. Эксперт напомнил слова Петра Капицы о том, что нужно повышать уровень массового школьного образования, выявляя не только одаренных, но прежде всего трудолюбивых и любознательных ребят.

Трудно не согласиться с этим тезисом, однако Алексей Паевский справедливо возразил, что, к сожалению, зачастую «школа гасит любопытство, и только те редкие счастливцы, которые сумели его сохранить, приходят в науку».

С ним согласился, заслуженный учитель России, руководитель Ассоциации школьного кластера Александр Пименов, рассказавший о весьма наглядном примере из своей практики, который доказывает, что чем старше ребенок, тем меньше у него выражено такие качества, как любознательность и креатив. Как-то он предложил своим ученикам придумать, сколько разных действий они могут выполнить с помощью простой канцелярской скрепки. Оказалось, что дошкольники предложили около 100 вариантов, а старшеклассники – только 15.

Что же касается ответа на вопрос, какие школы больше подходят для воспитания будущих ученых – массовые или специализированные, Александр Пименов уверен, что для этой цели необходимо насыщенное, разнообразное образовательное пространство, где не убивают любопытство, а стимулируют его развитие. Дополнительное образование с его разветвленной инфраструктурой, казалось бы, имеет больше всего шансов для воспитания будущих Ломоносовых, однако, по словам эксперта, статистика числа подростков, занятых, например, в сфере технического творчества, неутешительна – всего 9%.

«Мы не умеем измерять эффективность того, что мы делаем, и в этом заключается одна из главных проблем, так как невозможно управлять тем, что невозможно измерить», – считает ведущий телеграм-канала «Образование, которое мы заслужили» Михаил Свердлов.

Сколько ученых требуется и как понять, что мы их эффективно обучаем? Знают ли дети, что представляет собой профессия ученых? Хотят ли они идти в науку? Достаточный ли процент детей мы охватили? – в своем выступлении Михаил Свердлов поставил несколько важных вопросов, на которые искали ответы участники дискуссии.

Так, некоторые отмечали, что не всем школьникам научная деятельность представляется интересной и выгодной. По мнению современных подростков, экономисты зарабатывают больше ученых. Аналогичное мнение высказывают и студенты, сомневаясь, что ученый – это перспективная профессия.

Вывод собравшихся был такой: если мы хотим, чтобы молодые люди шли в науку, им надо четко понимать, для чего они нужны в этой сфере и в каких отраслях они смогут применить свои знания и таланты. Поэтому задача школы – научить детей быть конкурентоспособными в мире искусственного интеллекта, когда выигрывают специалисты, способные к творчеству, а не к репродуктивной деятельности.

«Учитель не обязан быть ученым, но именно от педагога зависит, пойдет ребенок в науку или нет. Стимулировать начальную мотивацию ребенку, дать ему почувствовать, что такое реальная наука – вот его главная задача», – считает руководитель Технопарка Физтех-лицея имени П.Л. Капицы, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ Андрей Богданов.

Участники круглого стола говорили о том, что зажечь интерес к науке можно самыми разными способами: от книжек и статей до Технопарков и Кванториумов.

По мнению генерального директора Школьной лиги Антона Алексеева, Неделя высоких технологий и технопредпринимательства может стать первым знакомством детей с наукой, потому что на площадках этого форума дети имеют возможность познакомиться с новыми разработками в области атомной энергетики и освоения космоса, достижениями в других отраслях, пообщаться с людьми, увлеченными своим делом.

«Главная задача государства – показать подросткам, что в них заинтересованы, что впереди у них большие амбициозные цели, в реализации которых они могут найти себе применение», – подчеркнул Антон Алексеев. В качестве примера он привел проект Крона Junior, участвуя в котором, школьники могут сделать свои первые научные пробы. При этом не надо гнаться за большими достижениями, более того – следует оставлять ребенку право на ошибку, ставя во главу угла самоценность деятельности, а не ее результат. Ведь наука строится на пробах и ошибках. Кроме того, как считает Антон Алексеев, надо предоставлять детям как можно больше вариантов взаимодействия с научными организациями и учеными как значимыми взрослыми.

Все перечисленные условия созданы в Физтех-лицее имени П.Л. Капицы. Об этом рассказала учитель биологии Елена Сальникова, с точки зрения которой школьная наука должна рассматриваться как пропедевтика большой науки. Проектная деятельность является обязательной частью образовательной программы Физтех-лицея, начиная со 2 класса. Благодаря этому происходит самоопределение учащихся, и уже в старших классах они умеют ставить гипотезы и решать научные проблемы.

«В своих исследованиях дети должны отвечать на вопросы, которые им интересны, и это позволяет им делать небольшие открытия. Наука в школе будет развиваться, если детям это интересно. Если каждый раз вы предлагаете ребенку задать вопрос, найти проблему, то мозг у него работает в сторону творчества, а не репродуктивной деятельности или подготовки к олимпиаде», – убеждена Елена Сальникова.

Технопарк, открытый в лицее в прошлом году, стал ответом на запрос лицеистов. Если раньше им приходилось искать базу для своих экспериментов за пределами своего учебного заведения, то теперь у них появилась своя площадка с оборудованием, необходимым для практических занятий.

Благодаря этому в прошлом году ученики лицея сделали энцефолограмму кошачьей акулы – как выяснилось, они стали первыми в мире, кто обратил внимание на этот вид животных. Исследования в этом направлении планируется продолжить.

На следующем круглом столе, посвященном школьной науке, планируется обсудить практический опыт в этой сфере.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube