Качество образования // Тема дня

Алексей Голубицкий: «Выбор – это не только свобода, но и ответственность»


Алексей Голубицкий: «Выбор – это не только свобода, но и ответственность»
Фото: yandex.ru

В своей предыдущей статье директор Школы будущего села Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий поднял тему индивидуализации образования и закончил свои размышления вопросом: «А возможна ли индивидуализация для всех учащихся в условиях большой массовой школы?»

Мы уже привыкли к тому, что выбор предоставляется, как правило, старшеклассникам, отдающим предпочтение тому или иному профилю обучения. В некоторых школах практикуется предпрофильное обучение, начиная с 7-го или даже с 5-го класса, что вызывает споры и разногласия среди специалистов. Алексей Голубицкий убежден: право выбора необходимо предоставлять детям уже в начальной школе, а дальше это право расширять, одновременно приучая подростков не только к свободе, но и к ответственности. Ведь во взрослой жизни человек часто оказывается на развилке разных дорог, от выбора которых зависят его судьба и благополучие.

Амбициозная задача

Хочу поделиться опытом нашей школы в этом непростом вопросе. И начну свой рассказ, как и в прошлый раз, с цитаты Марка Твена, которая точно отражает нашу работу в этом направлении: «Два самых важных дня в твоей жизни – это день, когда ты родился, и день, когда ты понял, зачем». Ключевой целью школы, даже миссией является создание условий, помогающих ребёнку, который изучает мир вокруг себя, найти свое место в этом мире, понять, в какой из сфер деятельности он может принести максимальную пользу окружающим. Это очень амбициозная, очень сложная, но вполне решаемая задача. Перечислю несколько принципов индивидуализации, на которые мы обычно опираемся, воспитывая у ребенка навык осознанного выбора. Первый из них – предоставление максимальной свободы.

От кулинарии до робототехники

Давая ребенку возможность выбирать, мы создаём условия для того, чтобы он мог сформироваться как настоящая личность. Прежде всего зададимся вопросом, на что мы даем ученику право выбора? Может ли он выбрать не только направление и содержание обучения, но и его продолжительность, темп и даже учителя? Может ли он сформировать такую индивидуальную траекторию, которая отвечает его способностям, потребностям и даже заветным мечтам? На все эти вопросы я отвечу положительно, только к этому ребенка надо подготовить: для выбора в большом деле нужно много раз потренироваться в малом. Есть ситуации, связанные с большими ставками и серьезными рисками: например, выбор вуза, профессии, спутника жизни, когда ошибка приводит порой к тяжелым последствиям.

А есть другие ситуации, когда ошибаться даже полезно, потому что на ошибках учатся.

Поэтому мы в нашей образовательной программе предусматриваем развилки, специально ставящие ученика в ситуацию выбора, начиная с первого класса. Дело в том, что стандарт начальной школы включает обязательные внеурочные занятия, и мы разрешаем младшеклассникам выбрать любой курс из четырех и более вариантов, по окончании которых они имеют возможность их поменять.

Конечно, особой сферой интересов является дополнительное образование. Предварительно мы объясняем родителям и детям, что дополнительное образование – это не дополнение к целому, а дополнение до целого. И целого образования не формируется, если нет какого-то любимого дела в школе, кроме изучения отдельных предметов. А чтобы запись в кружки и секции была не случайной, мы устраиваем ярмарки, где всё дополнительное образование (как на базе нашей школы, так и у наших партнеров) представлено ярко и образно.

Кроме того, у нас проводится третий час физкультуры в необычной форме. То есть два урока у нас проходят по стандартной модели, а третий урок физкультуры с 5-го класса организован в секционном формате, когда можно выбрать баскетбол, плавание, стрельбу в тире, скалолазание или какое-то другое направление, которое по душе ребёнку. И в этом случае происходит встреча ребёнка с самим собой, со своим физическим развитием, со своим телом, и появляется возможность проявить свои сильные стороны и, может быть, даже стать лидером. В таких случаях расписание по физкультуре составляется не на один какой-то класс, а на целую параллель, и все желающие, например, из пятых или седьмых классов собираются на занятия по пневматической стрельбе или по плаванию.

Выбор должен быть ответственным

В то же время мы приучаем ребят к продуманному выбору и не разрешаем менять через неделю после начала занятий баскетбол на футбол. «Извини, – говорим мы, – ты будешь ходить на баскетбол всю четверть, а дальше посмотрим». То есть если вдруг ученик выбрал дело по душе, ему очень нравится то, чем он занимается – прекрасно, значит мы помогли ребёнку найти себя. Если он попал в ситуацию дискомфорта, сделав неправильный выбор, то это тоже педагогическая победа. Он одну четверть вынужден терпеть свой дискомфорт. И в следующий раз он по-другому начинает относиться к ситуации выбора. Он понимает, что за выбор придётся нести ответственность. И у любого выбора есть свои плюсы, свои минусы. Он начинает собирать информацию, советоваться с родителями, более детально, может быть, глубоко прислушиваться к себе. Все это формирует постепенно важную компетентность – способность выбирать, взвешивая все преимущества и недостатки, не боясь нести ответственность за свои предпочтения.

То же самое у нас происходит на уроках технологии. Кто-то из учеников выбирает традиционные курсы типа плотницкого дела или кулинарии, а кто-то – робототехнику, сайтостроение, станки с числовым программным управлением, гидропонику в теплице или ландшафтный дизайн. Через полгода мы даем подросткам возможность поменять курс, освоить что-то новое. Это тоже важная развилка, и там действуют те же самые правила: подумай перед тем, как выбрать, а мы тебе покажем все варианты. Но когда ты выберешь, ты должен будешь эти ближайшие полгода заниматься именно непосредственно этим.

Решение проектных задач

Для всех параллелей 5–7-х классов мы предлагаем заняться общей проектной задачей, решение которой предполагает множество разных ролей. Например, я показываю старую карту и говорю: «Смотрите, на этой карте у нас написано, что здесь когда-то был памятник природы, эта роща была обозначена охраняемой территорией. А потом перестала быть таковой, утратив свое значение. Люди перестали обращать внимание на эту территорию как на особенную, интересную. А давайте пойдём, посмотрим, узнаем, почему же раньше она находилась под особым контролем? Может быть, мы даже потом обратимся к нашим властям, чтобы они опять стали охранять эту рощу».

Детям, конечно, становится интересно, тем более если это связано с выходом за пределы школы.

И они делятся на группы по своему свободному выбору – ботаники, зоологи, физики, историки, археологи – и пытаются с разных точек зрения посмотреть на эту территорию, а потом друг друга убедить на итоговой конференции, что именно они определили, почему эта территория является такой уникальной.

Профессиональная проба, или «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

В 8-м классе подросткам предлагается выбрать интересующую их профессию и погрузиться в нее, раз в четверть меняя свой выбор. Профессиональная проба отличается от экскурсии на предприятие или в другую организацию уровнем погружения и рефлексии, когда ребята обсуждают друг с другом и с педагогом свои впечатления от выбранной профессии. На базе наших колледжей-партнеров они делают колбасу, красят стену, соединяют электронные провода, иными словами, примеряют на себя какую-то профессию.

В 10–11-х классах ребята выбирают профиль, и это тоже проба. После первой четверти, через полгода и в конце 10-го класса мы устраиваем для них так называемый «Юрьев день», когда они могут передумать, выбрать другой предмет или изменить что-то в своём индивидуальном плане, но при этом они должны досдать необходимые разделы того или иного курса. А еще убедить себя, своих родителей, своего тьютора, педагога, директора, что им действительно нужен этот предмет, что это не просто сиюминутное, а вполне осознанное желание.

Введение индивидуальных планов для каждого ученика в старшей школе привело к трудностям в их составлении и корректировкам: важно было учесть многочисленные требования и ограничения. На помощь пришел ученик Семён Чупин, который создал конструктор учебных планов. Этим конструктором теперь пользуются в школах сразу в нескольких регионах России. Теперь мы работаем над изменением этого конструктора под требования обновленного ФГОС.

На фото Семен Чупин

Каждый движется по своей траектории со своей скоростью

Выбор содержания образования уже становится традиционным в наших школах, но есть и другие, не менее важные аспекты, которые тоже относятся к категории личных предпочтений ученика, однако не всегда учитываются педагогами. Я имею в виду темп и продолжительность освоения школьной программы.

Однажды к нам пришла ученица Катя Пономарёва, которая изъявила желание окончить 10–11-й классы за один год. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что обучающийся имеет право на свой темп освоения образовательной программы, а школа обязана создать для этого условия. И мы разработали индивидуальный план, благодаря которому Катя за 4 месяца освоила программу 10-го класса, перешла в 11-й по решению педсовета, написала итоговое сочинение, а на ЕГЭ по русскому языку получила 89 баллов.

Так она освоила программу двух старших классов за один год.

Это был наш первый успешный эксперимент, когда мы обеспечили нашему ученику не только направление движения, но и выбранные им темп и продолжительность обучения.

Выбор учителя – это реально?

И теперь давайте о крамольном поговорим. Может ли школьник, ученик выбирать учителя? Обычно это вызывает вполне оправданное отторжение у системы образования, особенно в государственных школах. Но ведь когда ребёнок выбирает уроки технологии или третий час физкультуры, он в то же время выбирает и учителя, который ведет конкретный курс. Ему интересно находиться в одном образовательном пространстве с этим значимым взрослым. То же самое происходит и с внеурочным модулем, и с дополнительным образованием. Если же мы говорим об учебных занятиях, то для подготовки к ЕГЭ у нас появляется второй консультант, и у старшеклассника есть возможность заниматься не только с педагогом, который ведет уроки в его классе, но и посетить консультации у другого специалиста. В такой большой школе, как наша, все это можно реализовать, а поскольку мы взаимодействуем с другими школами, и часть образовательных программ у нас проходит на базе наших соседей, то возможности для выбора расширяются. Очень важно бывает услышать другую точку зрения, познакомиться с другим стилем преподавания и манерой изложения. Благодаря этому многие вещи становятся понятнее и проще. И школа создает все условия для такого выбора, помогая ученику занять активную позицию. При этом следует понимать, что при переходе в старшую школу выбирать предметы и уровень их изучения (базовый, профильный) – довольно сложная и даже мучительная процедура для подростков. Самостоятельно справиться с такой задачей удается далеко не всем, потому что выбор – это всегда не только принятие чего-то, это ещё и отказ от чего-то. И риски, которые при этом возникают, очень важно сопровождать грамотно. Для этих целей у нас действует тьюторская служба, помогающая ученику в его самоопределении. Об этом я подробно расскажу в своей следующей статье.

Фото предоставлены Школой будущего
села Большое Исаково Калининградской области


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube