Качество образования // Статья

Монтессори-педагогика в цифровом веке

Размышления после научно-практической конференции «Санкт-Петербургские Монтессори-чтения 2024»

Монтессори-педагогика в цифровом веке

Дети нашего времени. Кто они? Отличаются ли от детей, которых учили в начале прошлого века Мария Монтессори и Юлия Ивановна Фаусек? Какие изменения произошли в картине их мира хотя бы за последние 10–20 лет? Что их интересует и волнует, что влияет на их становление? Что они считают ценным, как относятся к школе, к себе, к своим родителям? И в то же время каковы пути конструктивного взаимодействия взрослых и детей, детей друг с другом в активно развивающемся пространстве нынешней цифровой культуры? Этот материал был опубликован в montessoriclub-online. Елена Хилтунен – известный педагог, журналист, инициатор Монтессори-образования в России. Публикуем с её разрешения.

Искусственный интеллект освобождает

Мир, впрочем, как обычно, переживет сложные времена. Каждый день мы вздрагиваем от потрясений, страх и неуверенность в будущем переполняет нас. Мы боимся за наших детей, понимая глобальность вполне реальных катастроф.

Но парадокс воспитания в том и состоит, что в такие нелегкие времена тревога сближает поколения. Мы становимся ближе к нашим детям, а они пытаются укрыться под крышей нашей заботы.

Как ни странно это может прозвучать, мы сегодня как никогда приблизились к воплощению в жизнь идей гуманистической педагогики, о которых мечтали великие педагоги и философы прошлого, и воплощение в жизнь которых они оставили нам в наследство.

И важным инструментом воплощения гуманной педагогики выступает неумолимо летящая вперед новая технологическая и цифровая культура мира и совершенствующийся искусственный интеллект, с которым наши дети на равных по рождению, а не потому, что мы их этому научили.

Искусственный интеллект освобождает! Эволюция – это история освобождения человека от угроз и опасностей и те, кто этими «подарками» эволюции не воспользовался – просто не выжили!

Появление членораздельной речи древнего человека позволило передавать огромную информацию, 150 тысяч лет тому назад изобретение лука со стрелой «удлинили руку человека, дали ему возможность дотянуться до прежде недосягаемого». Умение шить теплую одежду и согревать свое жилище огнем, позволило выжить Ноmо sapiens в эпоху обледенения, изобретение колеса дало возможность передвигаться на гораздо большие расстояния, а письменность – передавать мудрость не только на расстояние, но и во времени!

Эволюция достраивала человека, расширяла его личность, технологии позволяют стать более свободными! И только школа до сих пор плетётся в хвосте освобождения человека, хотя идеи свободной школы, школы свободного человека – уже несколько столетий активно обсуждаются просвещенными деятелями образования. Лев Николаевич Толстой более 150 лет назад уточнял на тему образования:

«Свободная школа есть школа будущего. Как она сложится – неизвестно. Едва ли через сто лет отживут все готовые училища, гимназии, университеты и вырастут сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения» (Из статьи «О свободном воспитании», 1907 год).

Тогда Л.Н. Толстой не сомневался, что рано или поздно образование в России будет основываться на принципах свободы выбора и самостоятельности учеников. То есть вектор на свободу школы был взят еще в то время.

А через столетие в 2015 году в период очередных государственных реформ вышел в свет Манифест гуманистической педагогики 21 века. В этом Манифесте говорилось: в истории назад хода нет. Невероятный по скорости технологический прогресс заставляет меняться и мир образования человека.

Наступило время свободной школы. Школа Монтессори – реальность педагогики свободы

Обоснований свободной школы – более чем достаточно. Эволюция технологий привела к внутреннему освобождению ребенка. Дети рождаются в цифровом мире и уже свободны общаться, искать информацию, строить цифровые продукты и менять свою жизнь во взаимодействии с искусственным интеллектом. А школа делает вид, что дети всего этого не умеют, потому учителя этому их еще не научили! Какая пагубная самонадеянность!

Но школа – часть системы. Это институт, а в институте должны быть нормы и правила. И оказалось, что несмотря на все условия – дети свободны, родители готовы, технологии позволяют, учителя стремятся, а система управления не может найти способы управления свободной школой!

Страх потерять контроль за процессом, непонимание механизмов оценки результатов свободного образования, сложность расчета необходимых ресурсов, боязнь искусственного интеллекта, вынуждает органы управления упрощать ситуацию и выстраивать архаичные способы регулирования образования.

Одной из перспективных моделей свободной школы, мы полагаем, стала система Марии Монтессори, зарекомендовавшая себя на протяжении уже более чем ста лет во всем мире.

21–23 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге состоялась большая научно-практическая Конференция на тему «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ. ДЕТИ ДРУГИЕ?!» и после выступлений ученых и практиков, горячих дискуссий и обсуждений, а также реального предъявления современных педагогических технологий в работе с детьми была написана статья, которая предлагается сегодня к широкому обсуждению среди людей, причастных к образованию и воспитанию наших детей.

Каждый детский сад, школа или Центр Монтессори – научная лаборатория исследования детства

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие». Уже в названии книги виден принципиальный взгляд ученого на картину жизни ребенка. Ребенок – другой! Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок впитывает жизнь целиком. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь. Маленькие дети обучаются прежде всего через собственные действия. Вот почему для руководства классом требуется именно вдумчивое научное наблюдение за жизнью детей. Недаром Мария Монтессори говорила в книге «Секрет детства»:

«Ребёнок – это тот, кто приносит с собой утренний свет в мрак мира взрослых; у него есть собственные законы развития и желания, которые должны быть поняты и поддержаны. …Наблюдайте за ребенком, достаточно предоставить ему свободу, которую диктует его собственный внутренний мир, и увидите порядок и гармонию: вот что означает индивидуальный подход в образовании и воспитании детей».

Свободная школа – это не унифицированная для всех программа обучения, а умение педагога наблюдать жизнь конкретных детей. Наблюдение станет основным инструментом работы и поможет ему в поиске понимания человеческих потребностей на каждом этапе жизненного пути его учеников и воспитанников.

Во времена М. Монтессори такой подход полностью перевернул старое и распространенное в мире представление о ребенке как об объекте воспитания, носителе капризов и инстинктов непослушания, существе мало на что способном, нуждающемся в постоянных поучениях. Сегодня в разворачивающемся с быстротой света цифровом мире мы живем рядом с совершенно иными детьми, не похожими на нас в детстве и потому требующих постоянно меняющихся отношений с ними взрослых. Наблюдать и делать шаг навстречу. Опять наблюдать и делать следующий шаг!

В школах Монтессори поддерживается персонализированное, а не строго запрограммированное классно-урочное обучение, в классах учатся вместе дети разного возраста в соответствии с сенситивными периодами их природного развития. Педагоги продолжают сегодня отстаивать эту основополагающую идею монтессори-педагогики в масштабах частного и семейного образования страны.

Мы нарисовали картину Монтессори-образования не для рекламы, а для того, чтобы показать, что свободная гуманистическая школа – возможна! Это реальность, которая в новых условиях, когда цифровые инструменты заботы о каждом ребенке наконец позволили избавится от дефицита кадров и времени, сосредоточиться на качестве подготовки учителей, на практической, а не только декларативной стороне дела!

Свободное развитие ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде цифрового века

Сегодня никто не перепутает детский сад или школу Монтессори с любым другим образовательным центром – такие школы и детские сады выдаст особая предметная среда, окружающая каждого переступающего их порог, и стиль отношений между детьми и взрослыми.

Мария Монтессори в своей основополагающей работе «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет» определяла придуманную ею образовательную среду для детей так:

«Среда должна удовлетворять все потребности ребенка, быть динамичной, меняющейся в ответ на его рост, чтобы сохранить интерес и поддержать независимость».

Именно специально подготовленная образовательная среда школьного класса обеспечивает детям освоение содержания образования в соответствии с Федеральными Стандартами образования России и расширяет их ради сохранения и передачи наследия и достижений русской культуры и русского языка нашего народа.

Надвигающийся цифровой век дал себя знать, и с 1 января 2015 года в стране была официально запущена Программа цифровизации школ России, все школьные учебники стали иметь электронную версию, а в классы повесили электронные доски и поставили компьютеры. Домашние среды обитания детей наполнились гаджетами.

Но данные нейронауки и современный взгляд на развитие человека уже сегодня показывают, что гаджеты и ИИ воздействуют на детей и взрослых по-разному. И в этом смысле М. Монтессори права: дети, действительно, другие! Формальное наполнение детсадовских и школьных сред цифровым инвентарем само по себе не становится посредником в обучении, помогая ребёнку исследовать и открывать новое и к тому же является непомерно дорогим. Сегодня во всем мире наблюдается глобальная тенденция переосмысления этой проблемы. Выдвигается другая парадигма: рассматривать не цифровизацию школы, а наблюдать и изучать образование человека в школах цифрового мира.

«Мы должны построить новый мир по новым лекалам и из новой материи, а не из смехотворно перекроенной прежней, которую мы видим сегодня». (М. Монтессори. 1947 год. Интервью журналистам).

Это не означает, что все большее значение в образовании придается сегодня цифровому оснащению детских садов, школ и каждого ребенка. Конечно, это требует интеллектуального включения IT культуры в традиционную образовательную среду и монтессори-класса, но ни в коем случае не заменяет планшетами и гаджетами реальные автодидактические материалы. В то же время монтессори-образование поддерживает создание новых и новых электронных продуктов персонального самообучения на всех ступенях становления человека. Учебная работа ребенка с предметами культуры приучает его к рефлексии происходящего. Когда он читает научную или художественную книгу, он находится в своем внутреннем мире и рефлексирует. Когда он смотрит видео ряд или слушает аудио – он анализирует мир внешний.

Монтессори-педагогика цифрового века – педагогика для всех

Всем известен миф о том, что метод Монтессори работает прежде всего в применении к особенным детям. Но это только миф. Инклюзивное обучение (фр. Inclusif – «включающий в себя») – процесс, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к нему в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Начиная свою работу именно с такими детьми, Мария Монтессори после 1907 года ориентировала свой метод на всех детей, подключая к работе в детских садах и школах конкретных специалистов из области инклюзивного образования.

«Каждому ребенку необходимо предоставить возможность самовыражения и самопознания, независимо от особенностей его развития», – пишет она в работе «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет».

Такой подход основывается на уверенности, что каждый ребенок способен и стремится к познанию мира и к обучению – таков закон природы. Именно на этой уверенности взрослых возникает принципиальная потребность к персонализированному обучению и создаются индивидуальные траектории работы с детьми, учитывающие особенности каждого ребенка и позволяющие при необходимости адаптировать дидактические материалы, учебные электронные пособия и методы взаимодействия и взаимопонимания детей со взрослыми, эмпатию и поддержку. Это подчеркивает ценность разнообразия детства и стимулирует социальное развитие детей. Такой подход не может быть заблокирован ни в какие времена в том числе и в цифровую эпоху, так как основан на философии и дидактике гуманистической педагогики.

О роли родителей в школьном образовании и воспитании детей цифрового века

Любой студент педагогического университета вспомнит цитату Константина Дмитриевича Ушинского из его работы «Человек как предмет воспитания»:

«На целых поколениях людей можно увидеть ясную печать той школы, где они учились. Часто мы наблюдаем самые резкие образцы характеров, которые либо сломаны жизнью, либо закалены ею».

Эту цитату можно применить и в отношении влияния семьи, прежде всего родителей, на современного ребенка. Вот почему большинство школ Монтессори мира являются частными учебными заведениями. Именно родители осознанно выбирают школу для ребенка и в большинстве своем относятся к своему выбору ответственно.

В методе М. Монтессори родители играют ключевую роль, особенно в контексте воспитания и образования детей современного цифрового века.

«Задача учителя и родителей – не в том, чтобы учить ребенка каким-то конкретным знаниям, а чтобы предоставлять ему возможность учиться самостоятельно» (Мария Монтессори. «Ребенок в семье»).

Современные родители, следуя принципам педагогики Монтессори, стремятся развивать у детей любовь к обучению и самостоятельности, что особенно важно в условиях обилия информации и прорастающих, как грибы, IT технологий; в то время как важнейшая задача школы – научить детей, начиная с детского сада, самостоятельному выбору способов познания мира. От родителей зависит мера ответственности за время использования ребенком гаджета без вреда для здоровья, а также содержание доступных детям цифровых устройств, предлагающих контент, поддерживающий развитие ребенка и соответствующий его интересам и возрасту.

Цифровые ресурсы должны поощрять детей к самостоятельному исследованию человеческой культуры. Лучше всего подходят программы и приложения, которые позволяют учиться в собственном темпе и делать самостоятельные открытия. Они должны предлагать широкий спектр активностей, из которых ребёнок может выбрать то, что ему интересно и полезно в данный момент. Но самое главное, чтобы родители, осознанно следуя принципам Монтессори, стремились развивать у детей любовь к самообучению и самостоятельности, что особенно важно в условиях нашего цифрового века.

Учитель школы Монтессори цифрового века – исследователь, ассистент, тьютор и помощник в жизни

В педагогической системе Монтессори учитель – важная фигура, направляющая, но не доминирующая, помогающая детям разбудить в себе вдохновлённого ученика.

«Учитель направляет и содействует ребенку в его собственных усилиях, регулируя образовательную среду так, чтобы она удовлетворяла все разнообразные потребности развивающегося ума». (Мария Монтессори «Открытие ребенка»).

В цифровую эпоху учитель не является, как прежде, единственным источником информации. Сегодня его ученики могут получить доступ к огромному количеству данных через интернет. Задача учителя – направлять учеников, помогать им находить нужную информацию, критически оценивать её и применять знания для решения реальных задач. Учитель выступает в роли проводника, который помогает ученикам ориентироваться в мире информации и учиться самостоятельно. Он умеет интегрировать цифровые инструменты в учебный процесс таким образом, чтобы они способствовали развитию навыков XXI века: креативному мышлению, критическому анализу, работе в команде и другим. Уже сегодня в Ассоциациях монтессори-педагогов России создано немало адаптивных платформ и систем управления обучением с помощью которых можно создавать персонализированные учебные маршруты, соответствующие уровню подготовки и интересам конкретного ребенка и обладающих функцией самоконтроля знаний, как и классические монтессори-материалы, придуманные столетие назад.

В то же время учитель цифрового века является главным режиссером создания благоприятной психологической атмосферы в классе, нормализации детей и мотиватором их учебной работы. Развитие эмоционального интеллекта, эмпатии, рефлексии происходящего и способности к саморегуляции также входит в профессиональные задачи современного монтессори-педагога.

Как в никакой другой школе он умеет ориентировать детей и подростков на развитие у них так называемых «гибких» навыков (soft skills): умение работать в команде, решать проблемы, мыслить критически и творчески. Монтессори-учитель особенно в подростковой и старшей школе играет ключевую роль в формировании этих компетенций, создавая условия для проектной деятельности, групповой работы и междисциплинарных исследований.

Учитель школы Монтессори поддерживает развитие у детей понимания своей социальной ответственности перед людьми через участие в общественных проектах. А включение в учебный процесс инициатив, развивающих навыки сотрудничества и управления проектами, будучи реализованными, могут значительно улучшить качество и эффективность образовательных процессов, придавая им уникальность и ценность.

Цифровой век требует от любого учителя гибкости и готовности к изменениям. Учитель работает не изолированно, а в тесном сотрудничестве с коллегами, родителями и другими участниками образовательного процесса. Он использует цифровые платформы и социальные сети, которые позволяют им организовать совместную работу над проектами, обмениваться опытом и идеями, а также привлекать экспертов из различных областей для участия в учебном процессе.

Идеи, положенные в основу педагогической системы М. Монтессори, и сегодня находят отклик у родителей и педагогов по всему миру. Можно с уверенностью сказать, что эти идеи не есть нечто давнее и застывшее. Их глубина позволяет современным ученым и педагогам развивать и подтверждать педагогику выдающейся итальянки новыми успешными практиками. Эти идеи, будучи реализованными, могут значительно улучшить качество и эффективность образовательных процессов в школах России и всего мира, придавая им уникальность и непреходящую ценность для воспитания наших детей.

Материал был опубликован в montessoriclub-online


Youtube

Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться

Youtube