Поступление в школу – важный этап в жизни каждого ребенка, в формировании его личности. В этот момент он примеряет на себя новую роль. Меняется его образ жизни, распорядок дня, появляются новые обязанности. Для дошкольника ведущим видом деятельности была игра, теперь это – обучение. Для благоприятного включения в новую среду необходимо понимать, готов ли ребенок принять на себя такую роль.
Психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Оксана Корчагина назвала критерии готовности ребенка к обучению в школе. Также она рассказала, как развить в оставшиеся летние месяцы необходимые навыки, которые позволят будущему первокласснику легче адаптироваться и стать успешным во всех предметах.
«Умение считать, читать и писать не всегда обеспечивают первокласснику успешность в обучении. Кроме того, если ребенка рано “посадить за парту”, то может возникнуть риск, что к первому классу у него исчезнет желание учиться. Всем нам хорошо известны истории, когда читающий ребенок не может спокойно сидеть на уроке, не слушает и не слышит учителя, не может самостоятельно приступить к выполнению задания. И, наоборот, когда ученик, не умеющий первого сентября писать, очень быстро осваивает школьные премудрости и с удовольствием каждый день бежит в школу. Школьная готовность, или школьная зрелость – довольно сложное понятие, которое складывается из многих составляющих. В этом случае мы говорим не столько о знаниях, которыми необходимо обладать при поступлении в первый класс, а о комплексном состоянии ребенка, которое подразумевает под собой физиологическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую и личностно-социальную готовность», – отметила Оксана Корчагина.
Физиологическая готовность включает как развитие мелкой моторики для овладения навыками письма, так и уровень созревания структур головного мозга. Не рекомендуется спешить и отдавать в школу ребенка шести лет, даже если он обладает глубокими интеллектуальными познаниями. Созревание лобных долей происходит ближе к семи годам и позволяет детям контролировать поведение и выдерживать длительность урока, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Социальная, или личностная, готовность включает отношение ко взрослым, сверстникам и самому себе. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным набором качеств, которые позволят ему взаимодействовать с окружающими в деятельности, имеющей конкретную цель. Сюда же относится потребность в общении.
Особое значение в личностной готовности имеет внутренняя позиция школьника, то, что обычно называют мотивацией к учению. На начальном этапе она складывается из желания приобрести новый социальный статус – статус школьника, а также из познавательной активности, которая подталкивает ребенка к познанию нового через учебную деятельность.
Интеллектуальная готовность подразумевает, что к первому классу у ребенка сформирован определенный набор знаний об окружающем мире. Будущий школьник должен уметь ориентироваться в направлениях (лево-право, верх-низ), знать времена года, находить отличия у предметов, уметь выполнять работу по образцу. Важно помнить и о развитии речи как высшей психической функции. Ребенок должен обладать определенным словарным запасом, правильно использовать интонацию, понимать и объяснять смысл прочитанного в соответствии с возрастом.
Эмоционально-волевая готовность – также значимый компонент школьный зрелости. Она подразумевает способность ребенка заниматься определенным видом работы в течение установленного времени, умение соблюдать определенные правила.
«Помочь ребенку подготовиться к школьному обучению не так сложно, как кажется на первый взгляд. Развивайте мелкую моторику: лепите, раскрашивайте, собирайте паззлы, конструктор, занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Помните, что такие занятия развивают не только мелкую моторику, но и те отделы головного мозга, которые отвечают за речевое развитие ребенка. Также не стоит забывать об общем физическом развитии. Хорошо развитая костно-мышечная система подготовит ребенка к длительному пребыванию за партой и позволит сбросить лишнее напряжение, поэтому включайте в распорядок дня физическую активность», – сообщила психолог.
Специалист посоветовала родителям поддерживать любознательность ребенка, особенно когда он проявляет ее в виде огромного количества вопросов. Не следует дистанцироваться от него в этот момент. Лучше показать разные способы получения информации: что-то можно спросить у воспитателя в дошкольной группе, что-то – узнать из большой книги с картинками, которая есть в библиотеке или у вас дома. Если вы не знаете ответа на вопрос ребенка, значит это прекрасный повод провести время вместе за поиском ответа. Если образование будет ассоциироваться не с обязанностью каждого человека, а с возможностью открыть для себя большой мир разной информации, то это позитивно скажется в дальнейшем на желании учиться.
По мнению Оксаны Корчагиной, нужно обязательно играть с будущим первоклассником в игры с правилами – настольные, подвижные, творческие.
Умение соблюдать правила, принимать ответственность за их несоблюдение – важнейший навык будущего школьника. Объясняйте ребенку, почему нужно их соблюдать, и как это влияет на совместную работу людей.
Также специалист рекомендует больше читать и делать это не только перед сном, чтобы можно было обсудить с ребенком прочитанное. Разные литературные произведения позволяют развить активный и пассивный словарный запас. Выразительное чтение также формирует у ребенка навык адекватной демонстрации собственного эмоционального состояния. Обсуждайте смысл прочитанного, просите ребенка объяснять поведение персонажей.
«Не забывайте, что самым важным в подготовке ребенка к школе является ощущение безопасности и любви, поддерживайте его, обсуждайте его страхи и переживания, показывайте, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь. Понимающий взрослый рядом – неотъемлема часть успешного обучения в школе», – заключила психолог.