Городское образование // Статья

Концертмейстеры столичного центра творчества рассказывают о своей работе


Концертмейстеры столичного центра творчества рассказывают о своей работе
Чехломова Наталья Валентиновна. Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

Концертмейстер – второй по значимости после дирижера или педагога дополнительного образования руководитель оркестра либо музыкального ансамбля. В Центре творчества имени А.В. Косарева трудятся шесть концертмейстеров. Три из них – в хореографическом ансамбле «Дружба», которому в этом году исполняется 70 лет, и три – в вокально-хоровом коллективе «Кант». У каждого уникальный творческий путь и свое видение профессиональной роли в жизни коллектива. Мы попросили концертмейстеров рассказать о специфике их профессии и роли их работы в ансамблях Центра.

Кто же такой концертмейстер?

«Это музыкальный деятель, сопровождающий основного исполнителя. Своего рода наставник для начинающего музыканта. Во время выступления мы всегда дополняем друг друга, составляем единый гармоничный организм, при этом концертмейстер должен обязательно обладать ясным мышлением и хорошей интуицией, чтобы подчеркнуть индивидуальность, уникальность исполнителя», – говорит Джулиетта Арутюнян, концертмейстер вокально-хорового коллектива «Кант».

Джулиетта Бабкеновна Арутюнян

Какова роль и значение концертмейстера?

«Несмотря на то, что чаще всего концертмейстер как бы играет под солиста, половина успеха зависит от него. Хороший концертмейстер всегда “чувствует” солиста, и поэтому они становятся единым целом в исполнении. Без аккомпанемента концертмейстера редкие произведения звучат полноценно. Именно поэтому его игра – важная составляющая в работе с вокалистами и инструменталистами», – делится Елена Милютина, концертмейстер коллектива «Кант».

Елена Сергеевна Милютина

Отдельно мы попросили ответить на несколько вопросов еще одного концертмейстера коллектива «Кант» – Ларису Филиппову.

Что привело вас в профессию?

«Музыка – это моя жизнь. Музыка – это то, с чем связана каждая моя минута вдоха и выдоха. Я никогда не меняла свою специальность. Наверное, судьба определила мою профессию на всю жизнь», – улыбается Лариса.

Когда Ларисе было три года, ее дядя – Юрий Ястребов, на тот момент студент-аккордеонист Российской академии музыки имени Гнесиных – заметил в маленькой девочке те самые задатки к музыке:

«Природа одарила меня абсолютным слухом, и это не случайно, у нас очень музыкальная семья», – говорит музыкант.

Двоюродная бабушка Ларисы до 90 лет была заведующей концертмейстерским отделением Гнесинской академии, а дедушка вел занятия по игре на английском рожке в Московской консерватории.

Лариса Эдуардовна Филипова

«Я поступила в центральную среднюю специальную музыкальную школу при консерватории в семь лет – так определилась моя судьба», – рассказывает Лариса.

В 17 у нее началась практика. На ней Лариса была концертмейстером в хоре и таким образом смогла попробовать себя и в работе с инструменталистами и с вокалистами. Затем на протяжении 15 лет наша героиня служила в театре экспромта концертмейстером по вокалу.

«Это особая каста концертмейстеров, они имеют право преподавать вокал у драматических актеров, которые дают определенные знания, навыки тем актерам, которые их не приобрели на момент работы» – говорит музыкант.

За долгий творческий путь Лариса встречалась с огромным количеством музыкантов.

«Было много конкурсов и концертов. Например, мне посчастливилось играть в большом, Рахманиновском и малом залах Консерватории имени Чайковского. Истинный музыкант не может быть теоретиком, он должен воплощаться в практике», – подытоживает Лариса.

В чем же секрет успеха в работе концертмейстера?

«Концертмейстер должен научиться владеть собой на сцене, и тогда ему будет сопутствовать успех. Здесь, в Центре творчества имени Косарева, я работаю с детьми и передаю им свою любовь к инструменту, музыке. Не бывает неталантливых детей, их просто надо увлечь, зажечь – чем я в Центре и занимаюсь», – говорит Лариса.

На вопрос «Что цените больше всего в своей работе?» мы попросили ответить концертмейстера ансамбля «Дружба» Наталью Воеводину. Вот что она сказала:

«Я работаю в Центре с 1999 года, и самым ценным для меня был и остается наш творческий коллектив, в котором существуют бережно хранимые традиции. Яркие интересные отчетные концерты по окончании каждого учебного года – одна из них! Для меня истинное счастье – видеть, как день ото дня растет профессионализм детей в искусстве хореографии, достигаемый во взаимодействии мира музыки и танца. Это есть результат и моей работы в том числе, ради него мы неустанно отрабатываем на занятиях хореографические элементы», – говорит Наталья.


Воеводина Наталья Сергеевна

В чем специфика работы концертмейстера в хореографическом ансамбле мы попросили рассказать Наталью Чехломову, которая трудится в Центре уже 25 лет.

«Специфика, конечно, есть: мы осваиваем азы. Дети не профессионалы, с ними нужно именно отрабатывать элементы», – рассказывает Наталья.

По её словам, сейчас на занятиях многие используют фонограмму, но техника часто подводит, из-за чего урок может быть сорван. Тогда как концертмейстер всегда готов и вступить, и продолжить вовремя на своем инструменте.

«Далеко не каждый может аккомпанировать в хореографии, нужно постоянно держать в поле зрения всю аудиторию, чувствовать где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками. Важно уметь работать в тесном контакте с педагогом, слушать его замечания, пожелания», – говорит Наталья.

Наталья Владимировна Бриллиантова

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В течение всего года проходят мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии и поддержку педагогов, преподавателей дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования. Педагоги участвуют в профессиональных конкурсах, конференциях и форумах. Среди ключевых мероприятий в столице в 2023 году – конкурс «Педагоги года Москвы», X Педагогический форум и большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце.

Кроме того, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В честь этого праздника также запланированы масштабные мероприятия.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube