Городское образование // Тема дня

Китайский язык – мост дружбы и путь к успеху


Китайский язык – мост дружбы и путь к успеху

2223 апреля в школе № 548 «Царицыно» прошел московский этап конкурса «Мост китайского языка», организуемый посольством КНР в России при активной поддержке Центра международного языкового обмена и сотрудничества Министерства образования КНР. Цель конкурса – популяризация изучения китайского языка. В настоящее время проводятся отборочные туры в регионах для всероссийского и всемирного конкурсов «Мост китайского языка».

Для участия в московском этапе приехали ученики столичных школ с изучением китайского языка, а также школьники из Московской области и близлежащих регионов (г. Иваново).

На торжественном открытии мероприятия выступил советник-посланник по делам образования посольства КНР в РФ Цао Шихай. Он отметил, что нынешние отношения между Россией и Китаем находятся на самом высоком уровне за всю историю. Правительства обеих стран придают большое значение сотрудничеству в области лингвистического образования.

Энтузиазм в изучении русского и китайского языков продолжает расти. Сейчас русский язык в Китае изучают около 100 тысяч человек в учреждениях начального, среднего и высшего образования, а в России китайский язык изучают 22 тысячи студентов и 91 тысяча школьников. В России успешно работают 15 институтов Конфуция, которые активно развивают языковые обмены. По словам Цао Шихая, расширение двустороннего сотрудничества потребует увеличения объемов подготовки квалифицированных специалистов в области русского и китайского языков.

Конкурс «Мост китайского языка» дал путевку в жизнь многим его участникам. Анна Кузина – одна из них. В 2005 году она стала первым в России победителем Всемирного конкурса среди студентов в Пекине и сейчас работает послом китайского языка и культуры Министерства образования КНР.

Она организовала школу практического китаеведения, где дети и взрослые изучают язык по ее авторской методике.

«Победа в конкурсе в корне изменила мою жизнь, – сказала она в интервью “Вестям образования”. – Я искренне верю, что знание китайской культуры и языка способны менять жизнь человека в лучшую сторону. Потому что язык – это не только инструмент общения между людьми, но и мост, соединяющий людей из разных стран. Знание языка открывает перспективы для личного развития, ведь Китай – это глубочайшая философия и океан жизненных мудростей».

На конкурс она пришла не только в роли посла китайского языка и культуры, но и мамы двух дочек, которые решили попробовать свои силы в этом интересном творческом соревновании.

Участникам предлагается пройти три этапа: первый – самопрезентация (рассказ о том, с какой целью изучается китайский язык), на втором этапе проверяются навыки спонтанной речи, на третьем школьники выступают с заранее подготовленными творческими заданиями. Это могут быть устные сообщения на китайском языке, рисунки, стихи, танцы, музыкальные номера, представляющие богатую и разнообразную культуру Поднебесной.

«В первую очередь конкурс рассчитан на популяризацию устной речи, чтобы успешно осуществлять коммуникацию в различных форматах и ситуациях. Специфика конкурса – в его ориентации не только на знание языка, но и культуры Китая, – рассказывает завкафедрой китайского и других восточных языков, председатель жюри конкурса Ольга Масловец. – Мы, члены жюри, понимаем, что китайский – один из сложнейших языков мира, и ребятам он дается непросто. Здесь требуются определенные способности, грамотные методики и квалифицированные преподаватели – комплекс всех этих факторов обеспечивает хороший результат. Самое сложное в китайском языке, который относится к числу тональных – это произношение, и видно, что детям оно дается тяжело. Но отрадно, что они стараются, преодолевая все трудности».

По словам Ольги Масловец, с каждым годом все больше российских школ и вузов вводят в свои учебные планы китайский язык, повышается уровень преподавания, растет число курсов повышения квалификации, и все это отражается на уровне подготовки учащихся. Поворот российской внешней политики на Восток оказывает огромное влияние и дает новый импульс к расширению числа желающих изучать китайский язык.

Если раньше традиционными центрами изучения китайского языка были города Дальнего Востока и Сибири (Благовещенск, Хабаровск, Чита, Иркутск, Улан-Удэ), то за последние 10 лет в этот процесс стали активно включаться не только Москва и Санкт-Петербург, но и областные центры – Рязань, Волгоград, Нижний Новгород.

Школа № 548 «Царицыно» была не случайно выбрана в качестве площадки для проведения московского отборочного тура конкурса. Китайский язык изучается здесь как второй иностранный, начиная с 2005 года. В то время в школе был открыт один китайский класс, сейчас их уже 16, в которых обучается порядка 424 детей.

«Желающие освоить язык Поднебесной при поступлении в 5-й класс проходят конкурсное испытание, задача которого – проверить знания по основным учебным предметам начальной школы, общий кругозор, читательские навыки, мотивацию к изучению китайского языка, – рассказывает заместитель директора, руководитель школы китайского языка и культуры Любовь Конюшенко. – Для нас ситуация отбора имеет очень большое значение, потому что возможности выбора различных образовательных маршрутов в столичных школах очень велики, нам очень важно, чтобы учащиеся китайских классов были успешными не только в китайском языке, но и в изучении других предметов.

Ученики китайских классов нашей школы побеждают на олимпиадах по русскому, английскому и китайскому языкам, литературе, обществознанию, даже по физике, получают гранты на бесплатное обучение в китайских университетах.

Преподают язык квалифицированные педагоги, некоторые из них являются членами жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, входят в состав предметной комиссии на ЕГЭ по китайскому языку; также китайские друзья, волонтеры помогают детям освоить не только лингвистические особенности, но и культурные нюансы, традиции своей страны».

В своем выступлении на торжественном открытии конкурса директор школы № 548 Ефим Рачевский обратил внимание на одну интересную закономерность: те, кто любит китайский язык и хочет его изучать, достигает высоких результатов в математике, физике, химии, биологии, инженерии и других учебных дисциплинах. По его мнению, это связано с особой логикой древнего языка.

Эти слова подтверждаются конкретными фактами. 15% выпускников китайских классов школы № 548 связывают свою карьеру с изучением этого языка. 63% выбирают различные социально-гуманитарные и социально-экономические направления, примерно 17% поступают в вузы с естественно-научной направленностью, МИФИ, МФТИ и другие ведущие технические вузы, 5% выбирают специальности в IT-сфере, и сейчас желающих связать свою карьеру с инженерной сферой, со сферой IT-деятельности становится все больше. Были случаи, когда ученики школы успешно сдавали математику, физику, биологию, химию на китайском языке для поступления в университеты этой страны.

Специалисты считают, что при изучении китайского языка активно задействуются оба полушария головного мозга – образное и логическое мышление, поэтому ученики специализированных классов получают дополнительные возможности в достижении высоких результатов в разных предметных областях, и китайский язык выступает в качестве мощного стимула интеллектуального развития.

«Китайский язык семьями рассматривается как бонус, как приложение к будущей профессии. Запрос на учащихся со знанием китайского языка от вузов разного профиля постоянно увеличивается», – подчеркнула Любовь Конюшенко в своем интервью «Вестям образования».

Сейчас в Москве есть несколько школ, в том числе № 1948, № 1517, где сформирован полный цикл изучения китайского языка в рамках основной образовательной программы. Во многих столичных школах преподавание китайского языка ведется в рамках дополнительного образования, где-то этот процесс находится на этапе становления, в том числе в частных школах («Летово», «Хорошкола»), и эта тенденция будет нарастать на фоне укрепления российско-китайских отношений.

23 апреля были подведены итоги конкурса и награждены победители. Все призовые места заняли ученики московских школ. Первое место среди учащихся 1–4-х классов заняла ученица 2-го класса столичной школы № 1948 Злата Лапина, среди 5–7-х классов – Мария-Маргарита Березина, ученица 6-го класса, среди 8–11-х – сборная команда в составе ученицы 10-го класса Софии Дон из школы № 548 и ученицы 11-го класса школы № 1501 Варвары Петренко.

В статье использованы фотографии,
предоставленные школой № 548 «Царицыно»


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube