Учителя // Статья

О том, как учительница математики стала футбольным тренером, или о разных вариантах учительской карьеры


О том, как учительница математики стала футбольным тренером, или о разных вариантах учительской карьеры
Иллюстрация: flomaster.club

По результатам исследований, проведенных Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС с 2020 по 2022 годы, 80% учителей не видят перспектив карьерного роста. По мнению ученых, этот фактор особенно негативно воспринимается молодыми учителями, которые желают попробовать себя в разных сферах деятельности, на разных должностях, и отсутствие «движения вверх» их не вдохновляет. 60% учителей отметили, что работать в школе им становится все сложнее. Как считает директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, причина быстрого профессионального выгорания учителей – в бюрократизации и рутинизации их труда, несмотря на то что Минпрос заявляет о снижении отчетности.

В то же время профессия педагога всегда считалась творческой, поэтому одна из задач – сделать его труд более разнообразным и приносящим радость. О том, как это можно осуществить на практике, рассказывает директор Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий.


Мы не подрезаем крылья лебедю, чтобы он плавал только в нашем пруду

Как утверждают ученые, 80% педагогов не видят перспектив карьерного роста. Но хотелось бы возразить, что карьера в системе образования всё-таки есть. У одного директора предприятия спросили: «Вы не боитесь, что ваши сотрудники всему научатся и поменяют работу?» Он ответил: «Я боюсь, что они ничему не научатся и останутся».

В нашей школе другой подход, мы не боимся развития наших учителей, что они от нас потом уйдут. Мы создаём все условия для карьеры учителя. В нашей школе когда-то работали учителями нынешний ректор Института развития образования Калининградской области, директор Центра развития одарённых детей, еще один наш бывший сотрудник сейчас возглавляет управление образованием соседнего муниципалитета.

Есть примеры, когда наши учителя стали заместителями директора в других школах, в других регионах.

Мы к этому относимся совершенно спокойно. Мы не подрезаем крылья лебедю, чтобы он плавал только в нашем пруду. В нашей школе переход учителя на руководящую должность в другой организации воспринимается не как потеря, а как захват мира. Где-то ещё появляется человек, разделяющий наши ценности и подходы, с кем можно выстроить партнерские отношения на новом уровне. Если педагог верит в то, что он может вырасти внутри нашей организации – стать заведующим кафедрой или заместителем директора, мы предоставляем ему карт-бланш. Если же ему иногда становится тесно в нашей школе, и он ищет какие-то другие возможности вне нашей организации, мы не строим никаких препятствий на пути его карьерного роста. Это первый вариант – так называемая вертикальная карьера.

Второй путь – горизонтальная карьера

Это когда меняется направление деятельности педагога. У нас есть учителя, которые, окончив курсы переподготовки, стали психологами, почувствовав в этом своё предназначение. А есть психологи, которые переучились на педагогов. Мы предоставляем педагогам возможность обучаться на курсах переподготовки и повышения квалификации не только в рамках обычного планового режима внутри региона, но и за пределами нашей области, если у них есть такое желание. Они сами выбирают курсы, а школа оплачивает им не только обучение, но и проезд и проживание.

Как хобби перерастает в профессию

Третий путь – это когда хобби перерастает в профессию. Как ни странно, самый сложный вопрос на собеседовании при приёме учителя на работу: кто вы вне профессии? Что вы ещё умеете, чем увлекаетесь? И не все педагоги легко отвечают на этот вопрос, нас часто затягивает рутина, заедает повседневность. Но часто бывает так, что учитель увлекается театром или каким-нибудь необычным видом спорта.

Он может увлечь своим хобби учеников, потому что детям не интересен «человек в футляре», который просто выполняет только свой функционал и никак не проявляет себя как личность.

Отношение к такому педагогу у детей довольно прохладное, и это сказывается на отношении к тому предмету, который он преподает. Поэтому для нас очень важно показать, что педагоги – такие же интересные люди, как блогеры или другие подростковые кумиры. Например, у нас стали традиционными баскетбольные, волейбольные, футбольные матчи, в которых команды школьников играют с командами учителей. В 14 лет человеку кажется, что все кто старше сорока – это глубокие старики. И вдруг оказывается, что эти «старики» демонстрируют такие чудеса в спортивных соревнованиях, которые и подросткам повторить сложно. И сразу, конечно, степень уважения к таким учителям возрастает.

Или, например, когда педагоги на концерте преодолевают своё стеснение и выступают с гитарой или поют итальянскую арию, или, что ещё для них удивительнее, исполняют какую-нибудь современную песню, ярко и иногда даже не хуже, чем известный эстрадный артист. И вот такие увлечения часто заканчиваются новым интересным делом, которое появляется в школе. Так, у нас историк начал вести философский клуб для старшеклассников. А учительница математики, которая в студенческие годы играла в футбол за женскую сборную университета, однажды предложила тренировать футбольную команду девочек. Дела у команды быстро пошли в гору, девочки очень успешно выступали, побеждали на разных уровнях. А через год эта учительница пришла ко мне с просьбой разрешить ей заниматься только футболом. Вот так я потерял учителя математики, но приобрёл очень яркого тренера.

Или другой вариант. Учительница физкультуры однажды зашла в наш школьный Технопарк и… не смогла оттуда выйти. Разнообразное оборудование – лазерные, фрезерные, токарные, 3D-станки, возможность заниматься инженерным делом с ребятами – её настолько увлекли, что она стала со временем руководителем Технопарка и возглавила кафедру научно-технического творчества. Она занялась совершенно другим делом, не физкультурным, а инженерным, научно-техническим.

Таких примеров у нас в школе много, когда очень хороший учитель химии становится тьютором – специалистом, помогающим старшеклассникам определять свой путь в жизни, формировать свой индивидуальный учебный план. У нас много таких людей, которые находят свое призвание благодаря увлечениям и хобби.

Движение вглубь

Но есть и четвертый путь – профессиональное развитие внутри своей предметной области, движение вглубь, позволяющее стать лучшим историком, литератором, географом. Речь не только о победах в профессиональных конкурсах, а о постоянном совершенствовании, поиске новых форм, методик не только внутри своего основного предмета, а на стыке разных дисциплин. Сделай всё возможное, чтобы ты стал Учителем с большой буквы для тех детей, которых тебе доверили родители и государство. Поэтому у нас часто выпускники приводят своих детей к своему учителю. Так, один педагог обучает несколько поколений одной семьи, и это такая народная, настоящая оценка труда учителя. Никакие аттестационные комиссии или тесты не могут ее заменить.

Вот эти четыре вектора учительской карьеры – вертикальный, горизонтальный, глубинный и трансформация личных увлечений в новый вид профессиональной деятельности – позволяют учителю попробовать себя в разных ролях и превратить повседневную рутину в интересную жизнь с перспективой профессионального роста. А задача школы – помочь ему в этом важном деле.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube