С 28 октября по 3 ноября в Москве прошел масштабный Фестиваль колледжей, цель которого – помочь школьникам познакомиться с миром востребованных профессий будущего. В программе свыше 80 мероприятий – практические мастер-классы, творческие конкурсы, студенческие спектакли, увлекательные дискуссии и многое другое. Среди ключевых событий: зрелищные инженерные соревнования – техно шоу «Битва роботов», иммерсивное шоу «МАШИНОСТРОЕНИЕ», диджитал игра «KMT UNDERGROUND», фестиваль «Создай код успеха», мастерская «Построй город мечты», гастрофест «Блин-Пати» и многое другое. Это был настоящий парад профессий и увлечений, которые могут стать основой для будущей карьеры.
Мне довелось посетить две площадки: Московский педагогический колледж и Московский образовательный комплекс «Запад», два разных колледжа, которых объединяет общее дело – подготовка настоящих профессионалов.
Сегодня молодые специалисты – завтра наставники
1 ноября в Московском педагогическом колледже, один из учебных корпусов которого расположен в Кузьминках, было очень оживленно. Здесь собрались не только студенты, но и школьники, которые решили познакомиться с этим учебным заведением.
Аудитории колледжа в этот день превратились в мастерские, в которых всем желающим предоставлялась возможность проверить свои способности в программировании роботов, в проведении интерактивных уроков, позаниматься в мультимедийных лабораториях, а еще послушать лекцию разработчика проекта «Города России глазами нейросети» Кирилла Соловьева.
В Московском педагогическом колледже обучается 1305 студентов – будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп московских школ, в том числе специалистов по коррекционной педагогике.
«85% выпускников стабильно трудоустраиваются в системе столичного образования, – рассказала директор колледжа Ирина Курачёва. – Конечно, в основном, они идут работать по своей специальности, но при запросе работодателей некоторые ребята могут выполнять обязанности педагога-организатора, тьютора по сопровождению детей с особыми потребностями, и продолжают развиваться в этом направлении. Есть выпускники, которые уже стали директорами школ, заместителями директоров. Отзывы от работодателей очень хорошие. По новому указу президента наши студенты на последнем курсе имеют право уже в качестве молодых специалистов приступать к работе, и эту возможность они активно используют».
Егор Казанжи начал работать по специальности еще на третьем курсе, в июне этого года он получил диплом и теперь ведет первый класс в школе «Бескудниково». Говорит, что родители приняли его хорошо, только удивились, что в начальной школе работает мужчина: в обществе сложился стереотип, что это чисто женская профессия.
По словам Егора, за этот год он многому научился: адаптировать вчерашних дошкольников к учебной деятельности, более тесно взаимодействовать с родителями.
«Учимся работать не только с детьми, но и с их родителями», – подтвердила Диана Комарова. Как и Егор, она выпускница этого года по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», и сейчас ведет 1 класс в школе № 1279 «Эврика». Путь в профессию у Дианы не был простым: ее родители были против, убеждали дочь, что работа тяжелая, отношения в педколлективе сложные. Но Диана всегда чувствовала, что педагогика – это ее призвание и не ошиблась в своем выборе.
В ее классе есть дети с логопедическими проблемами, с отклонениями в умственном развитии, которые нуждаются в квалифицированной помощи.
«Если бы я была просто учителем начальных классов, без подготовки в области коррекционной педагогики, я бы даже не заметила этих проблем. Но благодаря знаниям, полученным в колледже, я быстро разобралась, что надо делать, как помочь детям с теми или иными проблемами в развитии, как составить для них индивидуальные образовательные маршруты», – рассказала Диана.
Поскольку Егор и Диана – молодые специалисты, им оказывают поддержку наставники, которые приходят на уроки, наблюдают за работой с детьми, направляют, подсказывают, как составить конспект урока, дают рекомендации.
«У ребят и правда хорошие наставники, администрация школы заинтересована в том, чтобы у молодых специалистов все получилось, – сообщила Ирина Курачёва. – Все-таки принять на работу «свежеиспеченного» выпускника колледжа или вуза – это большая ответственность, директора школ понимают, что на первых порах необходима система сопровождения, наставничества, контроля. Надеюсь, в будущем ребята сами станут наставниками для новых педагогов».
Директор Московского педагогического колледжа Ирина Курачева
Руководство и педагоги колледжа тоже помогают своим выпускникам – от трудоустройства до сопровождения в профессии.
«Даже если в период начала их профессиональной деятельности у них возникают какие-то затруднения, мы их консультируем, взаимодействуем со школами и даже, бывает, помогаем найти какие-то другое направление в сфере образования, где бы они могли найти себе применение», – рассказала Ирина Курачёва.
Некоторые ребята начинают свой карьерный путь в качестве педагогов групп продлённого дня или тьюторов, а выпускники дошкольного отделения могут начать работу с должности помощника воспитателя. Но это в случае, если ребятам требуется дополнительная адаптация в новом коллективе. Педагогическая профессия требует смелости!
По словам Ирины Курачёвой, «в перспективе за короткое время они всё равно уже адаптируются в коллективе и продолжают работу по полученной специальности, параллельно обучаясь в вузе в вечерней или заочной форме, и таких примерно 80% от общего числа наших выпускников».
Егор и Диана не исключение, им удается совмещать работу в школе с дальнейшим обучением. Диана учится в Московском психолого-социальном университете на дефектолога-логопеда, Егор – в Институте психоанализа по той же специальности.
В то же время педагогический колледж вполне конкурентоспособен по сравнению с профильным вузом: здесь много часов предусмотрено на практику в школах, и выпускники раньше выходят на рынок труда. Поэтому СПО так востребовано среди молодежи, и конкурсы здесь высокие, что позволяет отобрать сильных студентов. Например, в Московский педагогический колледж принимают ребят со средним баллом аттестата – 4,8–5. А с прошлого года, кроме предъявления академических результатов, абитуриенты, поступающие в российские педагогические колледжи, должны пройти дополнительные вступительные испытания: например, рассказать, почему они выбрали профессию учителя или поделиться своими размышлениями на тему о том, каким они видят учителя будущего.
Но настоящим профессиональным тестом, как убеждена Ирина Курачёва, становится первая педагогическая практика. Вот тогда, после реального взаимодействия с детьми в классе или в дошкольной группе, и происходит отсев тех, кто случайно выбрал свою стезю. А большинство наоборот укрепляет свою уверенность в правильном выборе.
СПОсоб быть счастливым
Еще одной площадкой для проведения Фестиваля колледжей стал Московский образовательный комплекс «Запад», где готовят специалистов в области туризма и гостеприимства, индустрии красоты, товароведения, а одним из ключевых направлений подготовки является поварское и кондитерское дело.
2 ноября здесь было шумно и весело: многочисленные гости и участники праздника заполнили аудитории колледжа, где проходили различные мастер-классы и соревнование по выпечке блинов на скорость.
Центральным событием этого дня стал гастробаттл «СПОсоб быть счастливым», в котором приняли участие 12 команд в составе студентов, мастеров производственного обучения из профильных столичных колледжей и опытных шеф-поваров. Команды были сформированы с помощью жеребьевки прямо на месте, их задача заключалась не только в том, чтобы приготовить блюда высокой кухни из предложенных ингредиентов, но и продемонстрировать умение организовать совместную работу.
В жюри конкурса Гастробаттл вошли телеведущий, бизнесмен Константин Ивлев; член Московской ассоциации кулинаров, вице-президент Всемирной федерации ресторанного спорта Андрей Забелин и другие признанные специалисты в этой сфере.
«Сегодня здесь собрались профессионалы, влюбленные в свое дело, и, возможно, для многих ребят общение с ними станет отправной точкой для выбора своей будущей специальности. И если сегодня кому-то не удастся приготовить вкусное, красивое блюдо, это тоже результат: он не будет тратить время на обучение в колледже, чтобы посвятить себя этому ремеслу», – отметила в интервью «Вестям образования» директор Московского образовательного комплекса «Запад» Анна Мельникова.
Также она рассказала о том, что в колледже проводится множество профессиональных конкурсов, так как, по ее словам, «для ребят очень важны дух и азарт соревнований, и это мотивирует, чтобы развиваться в профессии».
В зависимости от специальности, конкурс среди абитуриентов в Московский образовательный комплекс «Запад» практически не уступает театральным вузам, составляя от 20 до 56 человек на одно место, и это еще не потолок, как подчеркивает Анна Мельникова.
Востребованность колледжа объясняется не только популярностью специальностей, которые здесь можно получить, но и грамотно организованной профориентацией: в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» ученики 9-х классов московских школ имеют возможность на базе колледжа освоить азы профессии, ознакомиться с предприятиями этой сферы и получить свидетельство.
Работодатели не просто тесно взаимодействуют с МОК «Запад» – они входят в кадровый состав этого колледжа. В их числе – «АЗИМУТ ХОТЕЛС КОМПАНИ», «КБК Черемушки», «Рот Фронт», «Дымовское колбасное производство», гостиница «Метрополь» и другие известные предприятия.
Поговорив со студентами колледжа, которые обучаются на поваров-кондитеров, понимаешь, что они не случайно выбрали свою профессию и связывают с ней свое будущее.
Надежда, студентка четвертого курса, уже работает в ресторане и в то же время старается учиться на «отлично», чтобы получить красный диплом и продолжить образование в вузе по специальности «технолог пищевой промышленности».
Ксения, студентка четвертого курса, мечтает открыть свое дело далеко за пределами Москвы, чтобы начать самостоятельную жизнь и развивать регион. Пока ее выбор пал на Владивосток, и можно только пожелать девушке успехов в осуществлении ее смелых планов.
Ари, студентка третьего курса, пошла по стопам своего брата и собирается по окончании колледжа продолжить семейный бизнес в сфере индустрии питания. Она уверена, что профессия повара всегда актуальна: все может меняться, но робот никогда не заменит человеческие руки, которые готовят с любовью.
Мастер-классы для школьников
Вице-президента Всемирной федерации ресторанного спорта Андрей Забелин привел в профессию счастливый случай. После 11-го класса он пошел учиться на юриста, но через полгода понял, что это ему неинтересно, а на момент поступления в кулинарный колледж умел готовить только горячие бутерброды. Он вспоминает, что в период его обучения (90-е годы) у тогдашних поваров в отличие от нынешних не было ни высокотехнологичного оборудования, ни разнообразных продуктов, ни Интернета для изучения рецептов.
«Возможности творить и экспериментировать у современных поваров сейчас безграничны», – отметил он в интервью «Вестям образования».
Сам он на разных этапах своей карьеры увлекался японской, европейской кулинарией, а последние 5 лет возрождает русскую кухню, выращивая в собственном фермерском хозяйстве экологически чистые продукты.
Андрей Забелин считает, что в последние годы произошел явный прогресс в подготовке специалистов индустрии питания в системе СПО: их не приходится переучивать, нужно только дополнять полученные в колледже базовые знания и умения.
Будущим поварам мало обладать практическими навыками приготовления пищи, им необходимо хорошо изучить такие предметы, как физиология питания, химический состав продуктов, а для этого потребуются знания в области химии, физики и даже математики. Потому что, по словам Андрея Забелина, шеф-повар – прежде всего, экономист: придумать блюдо просто, а просчитать его и продать – значительно труднее.
Поздравляем всех ребят, посетивших Фестиваль колледжей и желаем им найти свое призвание!
Фотографии предоставлены
пресс-службой Департамента образования и науки г. Москвы