Как-то в одной статье вычитал историю. В доме приятное волнение: ждут гостей. Эмоции взрослых передались и маленькому сынишке-дошкольнику. Взрослым не до него, надо готовиться к встрече, а он крутится под ногами, что-то выспрашивает, что-то комментирует. Родители, пытаясь занять малыша, усаживают его рисовать. Ребенок рисует две расходящиеся полосы. Родители интересуются:
– Что это?
– Дорога.
– А почему она расширяется вдаль?
– Так ведь оттуда будут ехать наши гости!
Теперь вы поняли, почему горизонты с возрастом порой сужаются? Мы никого не ждем. И перспектива познания мира схлопывается именно по этой причине. Не ждем никого, а потому и ничего. А потом ловим себя на том, что нас особо никто и ничего не ждет.
Поэтому так важно, чтобы в детстве ждали взрослых. С волнением, с трепетом, с замиранием сердца, с радостью. Чтобы каждая встреча была частью воплощения большой мечты – о собственной взрослости. Ведь с мамами и папами, педагогами, дорогими гостями, на их ногах из будущего приходим к себе мы сами.
Об этом – формула великого детского психолога Даниила Борисовича Эльконина: взрослый для ребенка – это не просто кто-то близкий и важный рядом, а сам ребенок – только из завтрашнего дня. Конечно, ребенок сам построит свое собственное «завтра», не похожее на то, что приоткрывает взрослый. Но мотив строительства нужно искать в этой сегодняшней встрече, которой ждет ребенок. В этом смысл «зоны ближайшего развития»
Даниил Борисович наблюдал за своим внуком Андреем на втором году его жизни. Андрейка все стремился помочь дедушке и даже преднамеренно создавал такие ситуации, где требовалась его помощь, например, закатывая мячик под диван, который они выкатывали вместе с дедушкой. Чтобы почувствовать себя взрослым, разделяя с дедом «тяготы» решения «взрослой» задачи, которую Андрейка один бы не смог решить. Малыш сам провоцировал создание зоны своего ближайшего развития. И большинство детских шалостей являются такой «провокацией».
Да, встреча с собственной взрослостью всегда немного провокационна. Ведь образ взрослости имеет черты непредсказуемого будущего.
Этой встречи не состоится, если в лицах взрослых малышу будет представать суммарный, «буднично-серый», говоря словами Максимилиана Волошина, социотипаж чего-то великовозрастного. Наместник мира таких же великовозрастных, способных от имени и по поручении «социума» одернуть, поправить, направить. Но не идти вместе с ребенком вперед по пути взросления в неведомое.
Пусть не наступит разочарования, пусть с лихвой оправдаются детские ожидания.