Качество образования // Интервью

Почему в британской школе иметь свое мнение выгоднее, чем не иметь

Учиться за границей сейчас совсем не так опасно, как у нас считают.

Почему в британской школе иметь свое мнение выгоднее, чем не иметь
Фото: espanarusa.com

Четырнадцатилетняя Соня учится в Великобритании, в Badminton School для девочек в Бристоле. Она переходит в 10-й класс, а всего их – 13. Мы ее спросили, чем английская школа отличается от российской, почему иметь собственное мнение там выгоднее, чем не иметь, и насколько впечатление о британской школе, созданное в кино, соответствует действительности. И трудно ли сегодня русскому существовать и учиться за границей.


Мое мнение вообще никого не волнует

– А почему такое странное название школы – «Бадминтон»? Она что – имеет отношение к спорту?

– Я даже не знаю, какая-то история, наверное, была, но давно. Особого отношения к спорту школа не имеет. Там есть кружок по бадминтону – и все.

– Ты училась до 8-го класса в московской школе, а в Англии пока провела первый год. Почему пришла идея учиться за границей?

– Мне стало скучно учиться. Несмотря на то что я ни к чему особенно не готовилась, мне постоянно ставили «пятерки». Меня там ничему не учили.

– Школа-то, наверное, была сильная?

– Несколько лет назад она была на 9-м месте в рейтинге лучших по Москве. Но мне хотелось, чтобы учиться было посложнее. Сначала думала про Америку, но туда очень долго лететь, и я не смогла бы видеть родителей. В итоге с помощью Международного образовательного агентства IQ Consultancy была выбрана эта школа.

– Теперь ты уже можешь сравнить: чем английская система подросткового обучения отличается от российской?

– В английской школе тебя заставляют все делать самому. Ты сидишь и сам выполняешь некое задание. Например, в библиотеке. Как правило, готовишь проект. В моей московской школе проектов вообще не было. В Англии нужно писать много всяких эссе, где ты должен выражать личное мнение. А в Москве мое мнение вообще никого не интересовало. Требовалось соответствовать точке зрения учителя. А то, что написано в учебнике, и есть истина в последней инстанции.

– А на уроке, если ты не согласна с мнением учителя, ты можешь высказать свое?

– Да, конечно. Это даже будет лучше, учитель тебя запомнит, поставит более высокую оценку.

– Даже если твоя позиция отличается от позиции учителя?

– Если она более или менее правильная, просто другая, то да.

– Мне говорили, что в английских школах учитель не объявляет всему классу, какую оценку получил тот или иной ученик. Об этом известно только самому школьнику и его родителям. У вас так?

– Да. И это большое отличие от российской школы, где перед всем классом выставляют баллы и могут негативно отозваться о неуспевающем школьнике. Здесь в большинстве учителя хорошие, никто на тебя не орет, никто, как в российской школе, не говорит: ты ничего не можешь, никакого ОГЭ (Основной государственный экзамен, который сдают после 9-го класса) ты никогда не сдашь! Однажды, правда, у меня была история, когда я, не поняв объяснение учителя, попросила его что-то прокомментировать. Так вот, он мне ответил: в другой раз, у меня обед.

Не так, как в кино

– А как ты преодолела языковой барьер?

– Английский я учила с самого детства, родители меня водили в языковые кружки, поэтому в Англии мне было не так сложно. Конечно, я разговаривала не на уровне носителя. Сейчас уже все понимаю, смотрю фильмы на английском: в оригинале гораздо интереснее.

– С какими трудностями ты столкнулась в школе? Ты скучала по родителям или были проблемы в отношениях с одноклассниками?

– Я скучала по дому. Думала, что приеду в Англию, найду там кучу друзей, и все будут такими милыми и хорошими. Как в британских сериалах. А на самом деле поначалу со мной никто не общался. Пытаясь разговаривать с девочками, я должна была думать, что сказать. Сейчас-то я уже говорю свободно и быстро.

Проблема была в трудностях говорения по-английски или все-таки в отношениях?

– Больше, конечно, в отношениях. Иностранцы немного другие. Они очень громкие: если собираются друзья, то просто орут. Не могут спокойно разговаривать. Я все-таки больше люблю тишину: посидеть одной, посмотреть фильм. Я не очень громкая.

– Но друзья у тебя появились?

Мне потребовалось много времени, чтобы с кем-то познакомиться. И только в последнее время удалось с кем-то подружиться. Поначалу было так: привет, пока, как дела, и все. Но лучших друзей я так и не нашла.

– Из каких стран твои одноклассницы? Или это в основном англичанки?

– В 9-м было много девочек из Лондона, они приезжают в Бристоль и живут там в течение недели, а на выходные возвращаются домой к родителям. Много одноклассниц из Гонконга. А в 10–11-х классах, в конце которых нужно сдавать GCSE аналог нашего ОГЭ, многие школьницы приезжают именно на этот двухлетний курс, и появляются девочки из Франции, Германии, даже из США.

Понятно, что те, кто проучился в нашей школе уже лет пять, начинают между собой дружить. Знаю несколько групп девочек. А новенькие, которые приходят позже, вливаются либо в одну из групп, либо образуют новую. Такого, чтобы все дружили со всеми – нет.

– Когда ты пришла в прошлом году новенькая, никто тебя не притеснял?

– Я с таким не сталкивалась. Если ты ничего позорного не сделала и слухи не пошли, никто тебя травить не будет. Просто особо не будут с тобой, новенькой, разговаривать.

Спорт важен, но им не мучают

– Известно, что в британской школе важен спорт. Это правда?

– Поважнее, чем у нас, это точно. Существует физра, а отдельно есть командные игры (футбол и так далее). Один раз в неделю то, другой раз – это. То есть раз в неделю есть какая-то физическая нагрузка.

Многие состоят в командах, защищают честь школы. У тех, кому интересен спорт, тут много возможностей. Для меня он не очень важен. Я хожу в тренажерный зал, но не более того.

Если человек толстый, не справляется с физрой, над ним не подшучивают? И учитель, и ученики? В моем школьном детстве такое было с некоторыми одноклассниками.

– Никто за вес, за то, как ты выглядишь, не осуждает, по крайней мере открыто. Подружки между собой всех обсуждают. Я надеялась, что все будут подобрее. Но это не так. В этом смысле люди из разных стран не отличаются. Девочки, с которыми я живу в одной комнате и с которыми более или менее дружу, постоянно кого-то обсуждают, причем в негативном ключе. Сказать о ком-то хорошее – такого вообще нет.

Они англичанки?

– Одна из них азиатка, которая родилась в Лондоне, вторая – непалка, приехавшая в Англию, когда была маленькая, а третья – американка из Калифорнии.

– Проводятся ли какие-то мероприятия для сплочения класса, тимбилдинги и что-то подобное?

– Есть такое. Однажды вместо уроков нас разделили на группы, и мы должны были создать некий бизнес-проект, касающийся школы. Нужно было придумать постер и выступить перед всеми, чтобы защитить свою идею. Такое бывает.

– А в чем у вас заключается сплочение?

– В том, что все работают вместе. Но на самом деле люди с кем хотят, с тем и общаются. От того, что ты организовал их в одну группу, они не станут сплоченней. Может быть, кому-то это помогает, но не мне.

Для меня ничего не изменилось

– В нынешней ситуации кризиса отношений между Россией и Западом тебе мешает то, что ты из России?

– Для меня ничего не изменилось. Одноклассницы делают вид (или и правда так считают), будто ничего не происходит. По крайней мере в 9-м классе: девочки еще маленькие. Я вообще должна была идти в 10-й класс, но из-за того, что мне еще было 13 (хотя через месяц исполнялось 14), я пошла в 9-й. В 10-м классе с девочками уже о чем-то можно поговорить. В общем, большой разрыв между этими классами. Хотя одна русская девочка из Москвы, которая училась уже в 10-м, говорила, что к ней было какое-то негативное отношение, исходившее от одноклассниц. Учителя такого не допускают.

– В этой школе учились какие-то знаменитости?

– Да. В Badminton School некоторое время училась Индира Ганди. Еще актриса Розамунд Пайк.

– Про великую Индиру Ганди, премьер-министра Индии, знают все, и то, что она училась в твоей школе – потрясающе. А про Розамунд Пайк можно добавить, что она – обладательница премий «Золотой глобус» и «Эмми», номинантка на «Оскар», BAFTA и Премию Гильдии киноактёров США в категории «Лучшая женская роль» за фильм «Исчезнувшая». Это чтобы понимать историю школы. Каковы твои планы на будущее?

– Я только знаю, что в 12–13-м классе пойду в смешанный колледж. А в какой и по какой специальности – не знаю. Потом – университет, скорее всего – в Англии. Может быть, в Канаде, потому что у них, если ты хорошо заканчиваешь колледж, можно учиться бесплатно.

Нас выпускают погулять по городу

– Как ты проводишь выходные?

– На выходных нас выпускают погулять по городу. Чем старше ты становишься, тем больше открывается мест, куда ты можешь ходить. Пока у нас есть улица, куда ты едешь на автобусе, торговый центр, другой торговый центр и другая улица, где всякие магазинчики, кафешки.

– А в кино нельзя сходить?

– Можно. Оно рядом.

– А какое кино ты любишь? Сериалы, наверное?

– Из сериалов мне нравятся «Очень странные дела».

– «Корону» смотрела? Соответствует ли это тому, какая Англия на самом деле?

– Да. Там показывают Лондон, он очень красивый Я там была два раза.

– А каких актеров любишь?

– Вайнону Райдер, Джонни Деппа, Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет. Да много кого. Я люблю больше старые фильмы 90-х.

– А музыку? На концерты ходить разрешают?

– Это пока нереально, хотя очень хочется. Я играю на пианино, закончила с красным дипломом музыкальную школу в Москве.

– Ты можешь играть в школе?

– Я играю. Из экзаменов GCSE, аналоге нашего ОГЭ, где обязательными являются математика, английский язык и английская литература, нужно выбрать еще четыре предмета. И я остановилась на истории, музыке, немецком и трех науках – биологии, физике, химии. Решила взять все три, потому что большинство университетов принимают абитуриентов с полным набором знаний.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube