Экономика // Тема дня

Кто больше тратит на высшее образование


Кто больше тратит на высшее образование
Фото: ranepa.ru

На днях состоялся семинар РАНХиГС, на котором выступила директор Центра экономики непрерывного образования, доктор экономических наук Татьяна Клячко. Она рассказала об основных источниках финансирования государственных вузов и региональных особенностях этих расходов.

Роль федерального бюджета растет, а расходы населения снижаются

Если анализировать источники финансирования вузов, то оказывается, что вклад региональных и муниципальных бюджетов в эту сферу крайне незначителен – 3,5% от общих расходов.

И это вполне закономерно с учетом того, что большинство вузов находится в федеральном ведении.

Поэтому в числе трех основных источников финансирования государственной системы высшего образования – федеральный бюджет, население и различные организации. Причем в настоящее время на федеральный бюджет приходится примерно 60% средств, поступающих в государственные вузы, на население, включая иностранных студентов, значительная часть которых проживает в странах СНГ – 27%, и на долю организаций – около 13%.

C 2017 по 2021 годы доля федеральных расходов на высшее образование росла с 492 млрд до 627 млрд рублей, относительно увеличивалась доля организаций и медленно снижался вклад населения. Например, если в 2017 году расходы федерального бюджета составляли 55,4%, населения – 25,4%, а организаций – около 12%, то в 2020 году аналогичные показатели составили соответственно 57%, 23% и 12,3%.

В целом 68% средств из всех источников идёт на финансирование образовательной деятельности, 12% – на научно-исследовательские разработки и 20% – прочие расходы (стипендиальное обеспечение, поддержка программ развития инновационной инфраструктуры вузов и тому подобное).

Образовательная деятельность государственных вузов покрывается из федерального бюджета на 75%, но при этом науку в высшей школе федеральный бюджет финансирует только на 7,7%, оставшаяся часть федеральных средств уходит на прочие расходы.

Львиная доля расходов населения – 85% – тратится на образовательную деятельность, 1% – на науку (индивидуальные пожертвования), а все остальное составляют прочие расходы.

Совсем другая картина складывается по организациям, которые 52% вкладывают в науку и только около 18% – в образование.

В структуре расходов преобладает бакалавриат

В структуре расходов на образовательную деятельность, поступающих в госвузы из федерального бюджета, преобладает финансирование бакалавриата – на его долю приходится порядка 51%, на втором месте – специалитет и магистратура – 32,4%, 5% – аспирантура, 3,4% – подготовка специалистов среднего звена в системе высшего образования и всего 1,6% от всех средств – дополнительное профобразование.

Что касается населения, то прежде всего оно финансирует обучение детей в бакалавриате – больше 55%; 26,7% идёт на специалитет и магистратуру.

Но зато по сравнению с федеральным бюджетом значительно больше средств тратится населением и на дополнительное профобразование – 6,3%, и на программы подготовки специалистов среднего звена – 6,2%.

И совсем иная структура расходов средств, которые госвузы получают от организаций. На бакалавриат, специалитет и магистратуру здесь тратится гораздо меньше средств по сравнению с федеральным бюджетом и семьями, зато доля расходов на дополнительное профобразование достигает почти 57%. Также больше половины расходов организаций – почти 54% – составляют средства, выделяемые ими вузам на научные разработки.

Свои особенности имеет структура доходов госвузов в регионах.

Сколько регионов – столько различий

Например, в Алтайском крае финансирование со стороны федерального бюджета поднимается с 57% в среднем по России до 65,5%, население практически финансирует четверть всех расходов, а роль организаций сокращается до 5,5%. Такое распределение объясняется уровнем дотационности региона, поэтому расположенные в регионе организации не могут активно участвовать в финансировании вузов. 3,5% об общего объема финансирования вузы Алтайского края получают от иностранных студентов, что выше среднероссийского показателя (2,2%). Основная доля полученных средств – более 83% – тратится на образовательную деятельность, на научные исследования – 5,2%, и 12% – это прочие расходы, обеспечивающие деятельность вуза.

Особенность Архангельской области заключается в том, что здесь доля федерального бюджета возрастает до 75,4%, а расходы населения снижаются до 11%, невелик и вклад организаций – только 7%. В структуре финансирования госвузов данного региона заметно преобладают расходы на прочие нужды, что во многом обусловлено его климатическими особенностями.

Что касается расходов на образование, то основная доля, как и в среднем по России, идет на бакалавриат, специалитет и магистратуру, а расходы на подготовку специалистов среднего звена представлены в более высоком значении, чем в среднем по нашей стране – 6,2% против 3,4%.

Особого внимания заслуживает Белгородская область. В этом регионе доля федерального бюджета в финансировании госвузов сократилась до 47%, зато участие населения увеличилась до 26%, организаций – до 15,3%, а вклад иностранных студентов – до 7,2%.

На структуру финансирования вузов Белгородской области влияет создание в ней научно-образовательного центра (НОЦ). Соответственно, статус НОЦ приводит к тому, что доля финансирования НИР в общем финансировании госвузов повышается до 17,6%.

«Таким образом, появление такого фактора, как научно-образовательный центр, ведёт к достаточно существенному перераспределению источников финансирования в государственных вузах Белгородской области», – констатировала Татьяна Клячко.

Удивляет тот факт, что на бакалавриат здесь тратится 43,7%, а на специалитет и магистратуру – лишь около 30%, хотя статус НОЦ во многом предполагает развитие магистерских программ. В то же время затраты на аспирантуру достигают в Белгородской области 8,5%, что выше среднероссийского показателя (5%).

Не менее интересен и пример Москвы. Вклад федерального бюджета здесь хотя и выше, чем в Белгородской области – 54,4%, но ниже, чем в среднем по стране. И что закономерно для богатого региона, высока доля населения в общих расходах – 26% и организаций – 14,3%.

Структура расходов не сильно отличается от среднероссийской: существенная доля средств – на бакалавриат, менее 30% – на специалитет и магистратуру, 5% – на аспирантуру, и это несмотря на то, что в столице сосредоточены национальные исследовательские университеты и научные организации, реализующие программы магистратуры и аспирантуры.

«Бюджетники» и «платники»

Второй важный сюжет, проанализированный в докладе Татьяны Клячко, – это соотношение средств населения и федерального бюджета в расходах на одного студента приведенного контингента. Последний термин нуждается в разъяснении: дело в том, что бюджетное финансирование очного, очно-заочного и заочного студента сильно различается: очно-заочный студент (вечерник) стоит всего 25% от очного, а заочник – всего 10%. Поэтому осуществляется приведение студенческого контингента к очному, чтобы мерить все расходы единой мерой. Аналогично считается и приведенный контингент платных студентов.

Численность платных и бюджетных студентов довольно резко менялась в течение последних 20 лет. Так, если в 2000 году физическая численность бюджетников в разы превышала количество тех, кто обучался за свой счет (2 млн 802 тысяч против 469 тысяч), то к 2010 году число платников резко подскочило до 3 млн 230 тысяч человек, а численность бюджетников, наоборот, снизилась до 2 млн 619 тысяч. В 2018 и 2019 годах установился примерный паритет по физической численности с незначительным преобладанием бюджетных студентов над платными, и наконец в 2020 году, когда на фоне пандемии были увеличены контрольные цифры приема, разница между двумя контингентами стала весьма существенной: приведенный контингент бюджетных студентов составил около полутора миллионов против 951 тысяч платников.

Сколько тратят семьи?

Далее Татьяна Клячко сравнила удельные бюджетные расходы в расчёте на одного бюджетного студента приведенного контингента и средний размер платы за обучение из семейного кошелька.

В начале 2000-х годов, когда доля платных студентов превалировала над бюджетными, расходы за обучение одного студента в год были выше расходов федерального бюджета.

Сейчас ситуация противоположная: бюджет тратит в среднем на 36 тысяч рублей больше, чем семьи, за бакалавриат и на 47 тысяч рублей больше – за специалитет и магистратуру.

В региональном разрезе эта разница может быть еще более существенной: 116 тысяч рублей – в Калининградской области и 214 тысяч – в Московской области, если рассматривать плату за специалитет и магистратуру.

Татьяна Клячко объясняет это тем, что население выбирает более дешевые направления подготовки и отдает предпочтение заочным и очно-заочным формам обучения.

Есть исключения из этого правила, но их совсем немного. Например, в Мурманской области родители тратят на обучение своих детей, обучающихся в бакалавриате, на 50 тысяч рублей в год больше, чем бюджет, и на 61 тысячу рублей больше – за обучение в магистратуре и специалитете.

По мнению Татьяны Клячко, это связано с тем, что жители Мурманской области получают северные надбавки и поэтому вузы могут устанавливать более высокие цены на платное обучение.

Существует и значительная дифференциация расходов в зависимости от «фондоемкости» специальностей (необходимость оснащения вузов специальным оборудованием) или особенностей организации учебного процесса (вузы искусства, где на одного преподавателя приходится меньше студентов).

Так, если базовый норматив для самой недорогой группы специальностей в 2022 году составил 89 тысяч рублей в год за обучение в бакалавриате, то по самой дорогой группе направлений подготовки – 179 тысяч рублей.

Причем дальнейшая дифференциация происходит по регионам: если, например, в вузах Ставропольского края норматив на подготовку бакалавра по самой дорогой группе специальностей составляет 205 тысяч рублей в год, то в Санкт-Петербурге – порядка 390 тысяч, а в Москве – 508 тысяч.

Такие различия объясняются установлением корректирующих территориальных коэффициентов: согласно майским указам президента от 2012 года, зарплата преподавателей государственных вузов должна в среднем составлять 200% от средней по экономике соответствующего региона.

Поэтому плата за обучение в столичных городах выше, чем в провинциальных, а вложения государства и семей в обучение в Москве и Санкт-Петербурге больше в расчете на одного студента в год, при этом федеральный бюджет берет на себя все же бОльшую часть указанных затрат.

С одной оговоркой: в конкретном вузе или при подготовке по конкретной программе население может платить больше бюджета, однако эти случаи не определяют общую картину.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube