Настольные игры, к сожалению, не слишком популярны, хотя существуют и клубы, и каналы, и тематические магазины. Можно сказать, что настолки – это новая субкультура, наравне с панками и готами. Только вместо туши и ирокезов – игральные кости всех мастей, чёткий список любимых игр, а если повезёт – и объединение, с которым можно разделить все радости игры. Достаточно часто эти объединения сконцентрированы на каком-то конкретном жанре игр, например настольные ролевые игры (НРИ). От тех же видеоигр и многих настольных игр НРИ отличает наличие мастера (ДМ – Мастер Подземелий, англ. Dungeon Master), который управляет всем воображаемым миром, в котором игроки действуют, отыгрывают каких-то придуманных персонажей. С таким мастером, игроком и в целом поклонником игр и будет вестись разговор ниже. У этого господина уже есть свой YouTube-канал, где он выкладывает игры, собственноручно сделанное приложение, облегчающее нашему объединению игровую жизнь, и группа в ВК. Знакомьтесь – Андрей Шустов.
Два человека сидели на балке, висящей над бесконечным пространством. Это было пространство лишь временной стабильности; она держалась, только когда кто-то контролировал её. Первый человек – это был я в роли интервьюера, молодой, со стрижкой под «каре», грязновато-зелёными глазами и с микрофоном в руке (как без него) – о чём-то разговаривал со вторым, его звали Андрей Шустов, – мужчиной лет двадцати, с волосами, забранными в пучок, одетым в зелёную безрукавку. Никто не может сказать, что Андрей прославился на весь мир или хотя бы район. Ему 22 года, он учится на психолога, до этого бросил медицинский, да и вообще его жизнь мотыляет от одной сферы в другую. Если верить его словам, он считает, что каждый имеет право заниматься тем, что нравится, и общество должно стремиться к тому, чтобы реализовывать идеи, чтобы они были общественно полезными. Он чуть-чуть занимается спортом и очень-очень любит настольные ролевые игры, над бесконечностью которых сейчас мы и зависали.
Внизу переплетались многочисленнее преимущественно безумные идеи, уже кем-то высказанные, на которых кто-то успешно или не очень паразитировал, мир вечной импровизации и распрей. С ролевых игр интервьюер и решил начать свой расспрос – до этого они просто болтали ни о чём.
– Начнём с блока про твою карьеру мастера и игрока. Об играх, если короче. Скажи, как ты вообще открыл для себя настольные ролевые игры?
– Это был конец первого карантина, меня позвали в гости бывшие друзья. Позвали и сказали: «Будем играть в какое-то там ДнД (аббревиатура от Dungeon and Dragons, то есть Подземелья и Драконы, – прим. ред.). Мне вообще всегда по барабану, куда меня зовут. Если мне обещают интересное мероприятие, то я согласен. Позвали меня в гости и сказали: «Ну мы же тебе кинули Книгу Игрока, ты что, не прочитал?» А я, если честно, её даже не открыл. Триста страниц! А у меня было пять дней. В теории можно прочитать, но я так и не открыл. Я прихожу. «И что, ты не знаешь, как создавать персонажа?» – «Нет, не знаю!».
– Понятно, – кивнул я, нужно хоть как-то участвовать в разговоре, даже если твоя функция всего лишь задавать вопросы.
– В общем, так и началось моё знакомство с миром ролевых настолок.
Но дальше случилось так, что у моих мастеров были проблемы с дикцией или с импровизацией, и мне самому пришлось стать ДМ-ом (Мастер Подземелий, англ. Dungeon Master, – прим. ред.) отыграв всего две партии как игрок.
– Что ж! Теперь-то ты снова на своём дохлом коне! – сейчас Андрей как раз участвовал в игре, которую веду я. – Ладно, пере…
– Постой, почему конь дохлый?
Я на мгновение задумался, шутка получилась не идеальной.
– Не так выразился, теперь ты на своём голодном коне, который давно смотрел на овёс. Так, переходим к следующему вопросу. Я знаю, что причины любви не всегда понятны и не всегда важны, но можешь ли ты сказать, почему тебе нравится играть и вести?
– Во-первых, стоит сослаться на то, к какой профессии я собираюсь относиться. Это профессия психолога, там же есть и игропрактики в том числе, то есть это как одна из возможных вариаций проведения моей психологической работы, кроме того, я в своей жизни провёл больше четырёх лет в театральном кружке и очень люблю и хочу играть. А ещё я люблю классно проводить время с друзьями и фантазировать на разные темы, вот, собственно, из этого и складывается моя любовь к настольным ролевым играм в целом и ДнД в частности.
– А расскажешь немного про театральный? – решил задать очередной вопрос я, он не входил в план, но интервью не слишком-то стабильная вещь.
– Конечно. Если я не ошибаюсь, это был шестой класс. Каждый сентябрь я приходил в заведение на Воробьёвых горах, которое называется Дворец пионеров, и там можно на всякие бесплатные кружки записываться. Я записывался на всякие автомоделирования, но однажды ко мне подошли и предложили театральный. Сначала я ходил на все десять кружков, а потом всё бросал. Но вот автомоделирование и театральная студия так и держались. На автомоделирование я ходил два года, а на театральную четыре с лишним… Из разряда гордости моей жизни – я был на питерском фестивале «Чайка». Так получилось, что из более чем десяти коллективов, где в каждом было человек по двадцать, я единственный получил кубок за лучшую актёрскую игру. Это моё достижение.
– Ясно… здорово. А кого именно ты играл?
– Я играл Ксансия, второстепенную роль помощника бога Диониса, и с этой второстепенной ролью я смог заработать этот кубок.
В голове смотрящего копошились различные мысли касательно формулировок Андрея. Я ведь мог их отредактировать… Но тут же возникала новая мысль, говорящая: «Тогда бы это уже были не слова Андрея, а сплошь твои. Ладно убрать какую-то реплику из-за конфиденциальности или чего-то такого…» Тем временем интервью продолжалось.
– Что ж! Первый блок завершён. Время переходить к следующему – блоку о твоей профессии и работе. Впрочем, любая тема так или иначе приведёт нас к играм. (Андрей усмехнулся, я усмехнулся вслед).Ты сейчас учишься на психолога. Планируешь ли ты связать свою будущую жизнь с этим, или у тебя какие-то другие планы и это второстепенно? В общем, что ты собираешься потом делать?
– Я бы связал свою жизнь с этой профессией, да. Но есть два варианта, либо я становлюсь просто трэшовым ДМ-ом, которому много платят за то, что он просто проводит партии, серьёзно… Ну а если с ДМ-ством так не получится, то я буду проводить именно терапии, то есть буду проводить эти партии с позиции разбора проблем людейих внутриличностных конфликтов.
– Класс! – восхитился я. И следующий вопрос… В общем, у тебя уже есть канал, группа ВКонтакте, чаты, собственные форматы анкет, специальное самодельное приложение…насколько тесно ты хочешь связать род деятельности со всем этим, если не принимать в расчёт твои будущие психопартии?
– Психопартии – это хорошее слово… Вообще, если вдруг у меня появятся деньги, я хотел бы развивать медиасферу нашей страны, то есть снять какой-то фэнтэзи-сериал, у нас с этим всё очень плохо.
– Вспоминаешь Этерну? – решил упомянуть я просмотренное недавно с Андреем отечественное фэнтези, запомнившееся ему плохими диалогами и недоигрыванием.
– Да-а… какой ужас, я вот просто думаю, что этим актёрам не хватало рядом стоящего меня с кнутом, говорящего: «Не доигрываешь!» Я готов был бы даже сам доплачивать! В общем, игра российских актёров – это что-то невероятное, и я хотел как-нибудь повлиять, но для этого нужно много денег, а значит, нужно много работать…
Андрей Шустов, мастер по настольным играм
– Да-а…И наконец, наш завершающий блок. У него есть название, но я даю тебе возможность попробовать его отгадать. Это очень важный блок, в нём мне нужна глубина.
– Хорошо.
– Какой твой любимый цвет?
– Я предпочитаю от салатового до болотно-зелёного, то есть разные оттенки зелёного.
– Идём дальше. Считаешь ли ты, что у редиса есть душа и стремление к лучшему?
– Слушай, если у картофеля есть воля, а пюре – картошка с подавленной волей, раздавленная морально, то у редиса тоже наверняка что-нибудь есть. Но если серьёзно, то душа – это эфемерное что-то, если воспринимать редис как живой организм, то какими-то задатками условной души он обладает наверняка. Растения чувствуют боль – это факт, они начинают газ испускать, когда их тыкаешь, ну не… ладно, не будем вдаваться в биологию. Часть души есть у редиса.
– Хотел бы ты стать классическим вампиром? Как граф Дракула.
– Хотел бы я… пожалуй, что да, тогда я смогу сыграть за своего лучшего персонажа, ибо не умру.
– А оборотнем? Оборотень или вампир?
– Я бы предпочёл вампира, потому что оборотень перестаёт себя контролировать, а вампир, ну… да. Я и сам не особо люблю на солнце выходить, и жара – это вообще не для меня, поэтому я бы вполне ужился в этой шкуре, а гуляю я и по ночам хорошо.
– Огромное спасибо за ответы! И я задам последний вопрос. (На самом деле я задал его несколько раньше, но решил вырезать и вставить сюда). На лице печатной симуляции Андрея Шустова застыла несколько странная физиономия, но моя собственная симуляция быстро развеяла её. Как ты считаешь, благодаря ДнД у тебя появились какие-то особые и полезные навыки?
– Во-первых, теперь я могу разговаривать не час без остановки, а порядка пяти часов, не замолкая, кроме того, я увеличил силу своей импровизации, взаимодействия с людьми, новые хорошие отношения, связи… в целом, мне очень много полезного приносят Подземелья и Драконы.
Я, настоящий я, завершил симуляцию интервью с хорошим другом и вздохнул. Это первая моя печатная симуляция, она не идеальна, но стремится к тому. Но даже такая симуляция уже имеет свои плюсы – если скачать её на электронную книжку или распечатать, она не будет напрямую портить зрение. С цифровой такого не получится.