Как развивать просветительство, дать возможность гражданам напрямую получать знания и информацию от первоисточника, а не через посредников, и в то же время как обеспечить просветительскую деятельность ресурсами и поддержкой государства, как ее регулировать и конкурировать с деструктивным влиянием? Один из ответов – исследовать региональный опыт и поддерживать инновационные формы взаимодействия с детьми и взрослыми. Об этом 1 декабря в Москве говорили участники межрегионального круглого стола по развитию просветительской деятельности в России. В экспертной дискуссии приняли участие представители филиалов и региональных отделений, а также руководство Российского общества «Знание».
Разрешено всё, что не запрещено
В апреле 2021 года был принят федеральный закон № 85, который определил понятие «просветительской деятельности» как деятельности вне рамок реализации образовательной программы образовательной организации и заложил основы регулирования просветительства. Популяризация научного знания, перенесение его из академической сферы в область постоянного интереса детей и взрослых – одна из основных задач Российского общества «Знание».
В начале дискуссии участники сакцентировали внимание на том, что просветительская деятельность – разновидность неформального образования, которая осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства.
«Просветительство становится частью нашей жизни, – отметила первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Координационного совета Российского общества «Знание» Любовь Глебова. – Масштаб сообщества, включенного в просветительство, является подтверждением того, что деятельность переживает период своего активного развития. А государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». По мнению сенатора, именно общественно-государственный характер повышает эффективность просветительской деятельности.
Она добавила, что в последнее время было зарегистрировано более 100 тысяч детских организаций, и предложила сделать Российское движение детей и молодежи одним из партнеров государства и общества в развитии просветительской деятельности на современном этапе.
Важным моментом в экспертной дискуссии стал тезис о том, что просветительская деятельность не должна быть зарегулированной в отличие от образовательной деятельности, так как это более гибкий инструмент удовлетворения потребностей гражданина. Профессор МГЮА им. О.Е. Кутафина, и.о. заведующего кафедрой образовательного права Вадим Чеха отметил, что просветительская деятельность осуществляется в свободном режиме при минимальном правовом регулировании и направлена на распространение знаний, опыта, формирование условий, навыков, ценностных установок и компетенций.
«Регулирование не означает введение каких-то запретов для ограничения просветительской инициативы как с точки зрения содержания, так и с точки зрения форм проведения», – уточнил Чеха. Он выступил с предложениями распространить механизмы государственно-частного партнерства в отношении просветительской деятельности и урегулировать статус участников просветительских отношений.
Выстраивание ценностного пространства: от школы до вуза
Как видят практику просветительской деятельности представители высшего и общего образования? Например, что касается возможностей использования потенциала просветительской деятельности в сфере общего образования, активизация просветительской деятельности в школах будет содействовать достижению личностных результатов освоения образовательных программ общего образования, предусмотренных ФГОС, считает директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Наталия Наумова.
Кроме того, важно продолжить путь взаимодействия всех институтов общества для подготовки высококвалифицированных специалистов просветительской деятельности, которые обладают необходимыми компетенциями. Об этом в своем докладе заявил статс-секретарь – заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко. А вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб обратил внимание на потенциал блогеров, предлагая поддерживать всех, кто занимается просвещением и создаёт интересный контент.
Понятное изложение материала с учетом возрастной категории – один из принципов Российского общества «Знания», добавил заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Арсений Майоров, а высокий уровень образования и культуры человека – одна из ключевых характеристик современного патриотизма.
«Патриот – это в первую очередь просвещенный человек, хорошо знакомый с историей и культурой своей страны, умеющий подвергать получаемую информацию сомнению и критике, участвовать в дискуссиях и выдвигать собственные суждения и предложения, а также действовать в соответствии с полученными им знаниями и выстраивать социально-бытовое, коммуникационное и ценностное пространство», – пояснил он.
Просветительская деятельность как научное исследование и способ социализации
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский говорил о том, чтобы рассматривать просветительскую деятельность «как объект научного исследования и наиболее эффективный сегодня способ социализации всех возрастных когорт и социальных групп». В подтверждение того, что исследования опыта просветительской деятельности уже ведутся, Алексей Помазов, главный эксперт отдела по развитию просветительской деятельности Российского общества «Знание», рассказал о результатах региональной экспедиции по исследованию просветительской деятельности в Нижегородской области, следствием которой стало выявление проблем и дефицитов, а также формирование банка данных просветительских практик и появление модели регионального исследования просветительства.
Руководители отделений и филиалов Российского общества «Знание» поделились региональным опытом и практиками, отметив важность отраслевых направлений: политического, экономического, правового, медицинского и экологического. А представители регионального просвещения поделились своими практиками.
К примеру, в Арзамасе Нижегородской области проводятся лекции по естественнонаучной тематике, экскурсии в природные особо охраняемые территории, акции по сбору макулатуры и мусора, кроме того, существует сообщество лидеров-наставников-профессионалов, которые распространяют знания об экологическом просвещении. А в Красноярске, в национальном парке «Красноярские Столбы», созданы научно-познавательные центры «Нарым» и «Столбы», где проходят интерактивные занятия с разными категориями посетителей. Участники круглого стола согласились с тем, что участие школьников в подобных проектах способствует сохранению не только города, региона или страны, но и всей планеты.
Новые форматы просветительства – от КВН до физической гостиной
Во время круглого стола неоднократно было сказано, что для вовлечения в просветительскую деятельность детей и подростков важно использовать новые форматы, основанные на деятельностном подходе.
«Им не интересны скучные лекции, – уверен Евгений Меркулов, председатель регионального отделения Российского общества «Знание» Камчатского края, и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, – на мой взгляд, самая подходящая форма работы с этой возрастной категорией – это различные интерактивные способы взаимодействия, в том числе игровые, когда школьники оказываются максимально вовлечёнными в процесс познания».
А значит, даже КВН может быть просветительским проектом, потому что просвещение возможно в игре.
В качестве нового формата просветительской деятельности участникам круглого стола была представленафизическая гостиная, где через эксперименты (со звуком, электричеством, телефоном) можно показать, что физика – очень интересная наука, которая создает для любого человека ситуацию успеха. По мнению руководителя команды МГПУ Ксении Тепляковой, просветительской деятельностью необходимо заниматься со всеми детьми без исключения, поэтому волонтёры физической гостиной проводят различные события не только в школах, но и в хосписах и детских домах.
Резолюция: потенциал просветительства
Подводя итоги, участники круглого стола согласились с тем, что потенциал просветительства – в усилении взаимодействия государства и гражданского общества, и выразили уверенность в том, что совместное обсуждение значимых региональных практик просветительской деятельности будет способствовать не только более глубокому пониманию существующих проблем, но и выработке возможных действенных механизмов их решения как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Обсуждая резолюцию круглого стола, участники предложили искать возможности работать с трудными детьми так, чтобы из них не формировалось какое-то закрытое сообщество; выработать и апробировать механизмы государственной поддержки просветительской деятельности; продолжить создание нормативно-правовой базы, регулирующей просветительскую деятельность на уровне субъектов Российской Федерации; развивать «мягкое» регулирование просветительской деятельности, разрабатывая документы рекомендательного характера; обеспечить системную поддержку просветительской деятельности с увеличением финансирования для того, чтобы система выдерживала конкуренцию за молодые умы с блогосферой.
Также в резолюции прозвучало предложение учредить Почетный знак «За вклад в просвещение» и с помощью молодежных юридических объединений расширить возможности предоставления бесплатной правовой помощи, в том числе и через интернет (для труднодоступных районов); увеличить количество курсов правового просвещения для людей «серебряного возраста», исследовать опыт экспериментальных просветительских проектов и продолжить региональные исследования.
Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской общественной организации, основанной в 1947 году по инициативе представителей советской интеллигенции как «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» (с 1963 года – Всесоюзное общество «Знание», с 1991 года – Общество «Знание России»). Члены Общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. В 2016 году «Знание России» было преобразовано в Общероссийскую общественно-государственную просветительскую организацию «Российское общество “Знание”». 21 апреля 2021 года в послании президента РФ Федеральному собранию РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе.
Больше информации о деятельности Российского общества «Знание» – на сайте и в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.