Что происходит? // Статья

Елена Ленская: «Мы возвращаемся в мир стандартов и обязательных к исполнению предписаний»


Елена Ленская: «Мы возвращаемся в мир стандартов и обязательных к исполнению предписаний»
Фото: zhukova.tmweb.ru

О главных событиях в образовании 2022-го года – директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

«Новое – это хорошо забытое старое», как сказал английский философ Роджер Бэкон, живший аж в тринадцатом веке. Интересно, что для него было забытым старым?

В начале восьмидесятых я и несколько моих тогда очень молодых коллег получили задание: провести хронометраж уроков в нескольких школах и убедиться, что учителя в них строго следуют рекомендациям «Книги для учителя». В этой книге был подробно расписан сценарий каждого урока. И проверяющим, и проверяемым было понятно, что строго следовать этим указаниям бессмысленно – учителя разные, дети разные, обстоятельства конкретного урока тоже разные. Но все делали вид, что принимают эти рекомендации всерьез. Только в одной школе учительница не стала выкладывать священную книгу на стол и не делала вид, что она следует предписаниям. Как думаете, где были самые высокие результаты обучения? Правильно.

Сегодня мы возвращаемся в мир стандартов и обязательных к исполнению предписаний. Как в кино, где киномеханик по ошибке запустил ленту в обратную сторону, мы отменяем то, что с таким трудом завоевывали – право на выбор, право на самостоятельное суждение, право на свободу совести. Уже вернулась начальная военная подготовка, вернулась государственная монополия на учебное книгоиздание, введены обязательные федеральные образовательные программы в школах и детских садах. Вот-вот вернется обязательная школьная форма, а вместо марксизма-ленинизма обязательным станет религиозное образование.

Учителей становится все меньше, дефицит кадров в общем образовании составляет как минимум 100 тысяч, зато проверяющих и контролирующих становится все больше.

Тесты и мониторинги постепенно вытесняют познание и рефлексию и превращаются в удавку для учителей – все разговоры о том, что мониторинги нужны только в диагностических целях, заканчиваются тем, что учителей наказывают за недостаточно высокие показатели.

Появилось омерзительное по звучанию слово ШНОР – школы с низкими образовательными результатами. Тоже привет из прошлого с его «шкрабами» и «проссокультами». А вот разделения по кластерам в рейтинговании школ так и не появилось. Продолжаем сравнивать помидоры с огурцами, ругая последние за недостаток округлости и румянца.

Хочется верить, что киномеханик опомнится и снова запустит киноленту в направлении будущего. Скорей бы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube