Учителя // Интервью

«За победителями нашего студенческого конкурса выстраивалась очередь из директоров школ»

Продолжение интервью с руководителем конкурса «Учитель будущего» Андреем Богданцевым.

«За победителями нашего студенческого конкурса выстраивалась очередь из директоров школ»

– У вас есть отдельный конкурс «Учитель будущего. Студенты». Причём в нём могут участвовать студенты непедагогических вузов. С чем связано такое решение?

– Мы исходили из того, что сейчас студенты могут уже работать в системе образования, начиная с третьего курса – в системе дополнительного образования, начиная с четвёртого курса – в системе общего образования. Нормативные акты Министерства просвещения позволяют работать и студентам, обучающимся по непедагогическим специальностям. Среди конкурсантов мы видели очень ярких ребят из непрофильных вузов (медицинских, технических, творческих) и классических университетов, которые уже сейчас успешно ведут кружки и секции.

– Сколько было желающих принять участие в этом конкурсе?

– Конкурс стартовал в ноябре 2020 года, с февраля по апрель 2021-го прошли региональные полуфиналы. Было подано 12 тысяч заявок, 150 человек вышли в финал, который состоялся в конце апреля этого года в образовательном центре «Сириус». Студенты проявили достаточно высокий интерес к конкурсу, несмотря на то что заявочная кампания полностью прошла в онлайне и совпала с периодом дистанционного обучения в вузах. Несмотря на привлечение студентов из непрофильных вузов, всё равно, конечно, большая часть участников была представлена учащимися педвузов или педагогических специальностей классических университетов.

– Какое впечатление у вас сложилось, мотивированы ли они дальше продолжить работу в образовательной сфере?

– Да, среди наших конкурсантов, особенно среди тех, кто дошёл до очных этапов, очень высокий уровень мотивации, многие ребята уже сейчас работают в школах или в системе дополнительного образования. И у нас есть яркий пример одного из конкурсантов, который поначалу не планировал работать в школе, а просто пришел попробовать себя. Пройдя конкурсные испытания и выиграв финал, он сказал: «Я убедился в том, что всё-таки образование – это моё, очень хочется прийти в школу». Сейчас он работает учителем географии в одной из школ на Ямале.

– Наверное, цель студенческого конкурса в том и состоит, чтобы привлечь в систему образования как можно больше молодых, инициативных людей?

– Мы перед собой ставили такую амбициозную задачу, чтобы за нашими победителями выстраивалась очередь из директоров школ. Честно могу сказать, что нам это в той или иной степени удалось. Многие наши победители выбирали, куда пойти работать, потому что им поступало много предложений.

– Насколько студенты педвузов оказались конкурентоспособными на фоне остальных участников?

– Они доказали свою конкурентоспособность по сравнению с другими, потому что у них более глубокая подготовка по психологии и педагогике – значительно глубже, чем у студентов непрофильных вузов, для которых, кстати, конкурс стал хорошим поводом самостоятельно проштудировать педагогические дисциплины. На одном из конкурсных испытаний предлагалось спроектировать школу будущего, опираясь на фундамент тех или иных признанных учений прошлого, педагогических школ. Здесь и организаторам, и конкурсантам было интересно, насколько они глубоко понимают то или иное педагогическое течение и что бы они хотели взять в будущее.

– И что бы они хотели взять в будущее?

– Посмотрев все защиты, можно сказать, что абсолютно всё хотели бы взять в будущее. Никто не сказал, что надо «сбросить с корабля современности» идеи Сухомлинского или Макаренко. Абсолютно все находили точки применения тех принципов, которые заложены у Коменского, у Монтессори, у других деятелей.

– Конкурсные испытания для студентов отличались от тех, которые вы предлагали педагогам. В чём заключалась специфика этих заданий?

– Педагоги соревновались в составе уже заранее сформированных школьных команд. Что касается студентов, то мы исходили из того, что им ещё предстоит прийти работать в школу, сформировать свою команду либо включиться в действующую. Поэтому конкурсные испытания были таким образом спроектированы, что им необходимо было работать в разных командах. Например, в финале три конкурсных дня они каждый раз работали в новой команде, в составе которой были как друзья, так и совсем незнакомые люди.

Если на старте конкурса все участники сидели со своими вузами, то на церемонии награждения – со своими новыми друзьями из других вузов и регионов.

Таким образом организаторам удалось выполнить еще одну задачу конкурса – показать и научить, как можно формировать команды из абсолютно разных людей.

И еще одно важное дополнение. Очень многие наши студенты, которые принимали участие в конкурсе в этом году, будучи учащимися последних курсов либо магистрантами, реально готовятся к участию в конкурсе «Учитель будущего». Для нас это показатель того, что, придя на одно состязание и проявив себя там, они стремятся подняться на следующую ступень. Для нас также ценно и то, что те участники, которые не победили в первом сезоне, возвращаются на конкурс в следующем году. Так поступают и студенты, и команды учителей. Значит, им это интересно.

– А если вам зададут каверзный вопрос, что эти конкурсы отвлекают учителя от основной работы?

– Мы тоже задумывались над этим. И мы постарались организовать конкурс таким образом, чтобы минимально отвлекать участников от основной работы. Когда нас спрашивают, как подготовиться к полуфиналу, мы честно отвечаем: «Никак. Будьте сами собой». Окружные полуфиналы у нас проводятся в течение трёх дней – в пятницу, субботу и воскресенье, чтобы минимально отрывать специалистов от учебного процесса. Да, мы понимаем, что нужно готовиться к финалу, там уже урок, но это, наверное, не должно быть трудозатратным для команды. Мы отказались от различных заочных испытаний, связанных со съёмками фильма, со сбором различных портфолио достижений. Все это отнимает драгоценное учительское время. Претендентам достаточно пройти регистрацию и тестирование, которое позволяет проверить собственные знания, обратить внимание на свои дефициты. Например, я сторонник того, чтобы учитель периодически писал контрольные, олимпиадные работы – это позволяет себя держать в тонусе. И я, будучи учителем, также сдавал ЕГЭ и периодически самостоятельно решал олимпиадные задачи, для того чтобы понимать, что мне нужно повторить.

– Перед вами прошли разные поколения педагогов – от студентов до опытных профессионалов. Чем они друг от друга отличаются?

– Студенты находят более нетривиальные решения, но во многом им еще не хватает опыта. Я, например, убеждён, что идеальная школа – это семья, в которой должны быть представлены разные поколения. Молодые учителя – это дети, среднее поколение – это родители, и старшее – бабушки и дедушки. Тогда школа будет более гармоничной. Самыми сильными у нас оказались команды, в которых были представлены три поколения, потому что они могли находить наиболее интересное решение, опираясь на опыт старших и на азарт молодёжи.

– Что даёт самому конкурсу и его победителям тот факт, что это проект президентской платформы «Россия – страна возможностей»? И как эта президентская платформа осуществляет поддержку участников и победителей конкурсов?

– Сейчас президентская платформа «Россия – страна возможностей» объединяет 26 конкурсов. И это не просто разрозненные состязания, которые никак не взаимодействуют между собой, а реально действующая экосистема. Мы проводим ряд мероприятий, в которых на равных принимают участие победители конкурсов «Учитель будущего», «Моя страна – моя Россия» и многих других наших проектов, и специалисты совершенно разных сфер находят точки соприкосновения. У нас действует клуб победителей конкурса лидеров России «Эльбрус», который активно сейчас взаимодействует с нашими учителями-финалистами, проводит совместные мероприятия на базе их школ.

Наш показательный форум «Россия – страна возможностей», который состоялся в сентябре на Тавриде, собрал тысячу участников из всех 26 проектов.

В течение нескольких совместно прожитых дней они обсудили множество идей о том, как можно объединить учителей и специалистов других сфер. Здесь хочу отметить, что, по нашим наблюдениям, учительское сообщество достаточно замкнутое с точки зрения профессионального общения. Учителя стараются контактировать только с учителями. Мы стараемся немножко этот стереотип сломать и показать, что учительство может взаимодействовать с совершенно разными сферами. И благодаря тому, что конкурс реализуется на платформе «Россия – страна возможностей», в ближайшее время нам удастся собрать коллаборацию специалистов из совершенно разных отраслей. И в выигрыше будут абсолютно все: и учителя, и представители других проектов.

Начало читайте здесь.



Новости





























































Поделиться