Учителя // Интервью

Андрей Богданцев: «Идеальная школа – это семья, в которой должны быть представлены разные поколения»


Андрей Богданцев: «Идеальная школа – это семья, в которой должны быть представлены разные поколения»

В марте этого года состоялся финал первого сезона профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей». 7 октября стартует уже второй сезон проекта.

Отличительная особенность конкурса заключается в том, что за первенство борются не отдельные педагоги, а школьные команды.

В ноябре этого года откроется прием заявок в конкурсе за звание учителя будущего среди студентов педагогических и непрофильных вузов «Учитель будущего. Студенты».

Мы попросили руководителя конкурсов Андрея Богданцева ответить на вопросы корреспондента «ВО».


Часть первая. «Для участников и победителей конкурса открываются новые перспективы»

Как прошёл первый сезон, по вашему мнению?

– Первый сезон прошёл для нас, наверное, даже сверх ожиданий. Мы изначально рассчитывали, что в конкурсе примут участие порядка 10 тысяч человек, но по факту их оказалось около 40 тысяч.

– А сколько вообще заявок было подано на самый первый тур и сколько вышло в финал?

– 39 680 заявок было подано. 1200 человек приняли участие в окружных полуфиналах. И до финала дошли 102 команды, но фактически по различным жизненным обстоятельствам приняли участие 99 команд.

В дистанционном этапе принимали участие 85 регионов. Очные испытания прошли представители 68 регионов, до финала дошли представители 44-х. А победителями стали команды из 19 субъектов РФ, представляющие все восемь федеральных округов, что для нас особенно ценно. То есть у нас есть победители из Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, из республик Северного Кавказа и Центрального федерального округа, из Сибири, так что на самом деле география получилась достаточно обширная.

– Что было в конкурсе самое сложное, а что самое интересное?

– Сложно было то, что очные этапы конкурса совпали с пиком пандемии, и нам приходилось постоянно смещать сроки, менять графики и предварительные планы. А интересно было то, что нам, на мой взгляд, удалось показать командную работу учителей: на междисциплинарных уроках в финале, во время полуфиналов при разработке методического конструктора либо решения кейсов.

– 7 октября стартует заявочная кампания «Учитель будущего». Какие требования предъявляются к кандидатам?

– Достаточно, начиная с 7 октября по 12 ноября, зарегистрироваться команде из трех учителей одной образовательной организации. Каждый из участников проходит регистрацию самостоятельно, при этом лидер команды подтверждает своих участников на сайте проекта. По сути, здесь нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по стажу. Главное, чтобы это были либо учителя, либо педагоги, осуществляющие воспитательную функцию, например вожатые, либо педагоги-организаторы из одного образовательного учреждения.

Как определяются лучшие?

– Отбор претендентов происходит в три этапа. Первый, дистанционный, включает три тестирования: проверку на знание преподаваемого предмета, затем – общих знаний и функциональной грамотности. Баллы каждого участника команды суммируются, и формируется рейтинг команды в каждом из восьми федеральных округов России. Результаты испытаний, а также рекомендуемая литература будет доступна участникам в личных кабинетах на сайте.

Далее конкурсантов ждут очные полуфиналы в своих регионах: они пройдут в период с декабря по февраль. Здесь мне не хотелось бы заранее раскрывать все детали, отмечу просто, что участников ждут не только конкурсные испытания, но и обширная образовательная программа, возможность найти единомышленников, пообщаться с коллегами из других регионов. Победители второго этапа примут участие в финале, который мы запланировали на март, но в условиях пандемии очень сложно предсказать, насколько мы сможем придерживаться графика.

– Участники конкурса общаются между собой после финала? Обмениваются ли опытом, встречаются или как-то дистанционно организуют своё взаимодействие?

– Для всех полуфиналистов у нас была организована дистанционная образовательная программа на базе мастерской управления «Сенеж», практически все полуфиналисты её прошли. В процессе этой программы они активно общались и, насколько мне известно, они и сейчас продолжают это делать. Для наших победителей конкурса сейчас реализуется образовательная программа также в «Сенеже»: с 25 октября состоится очный модуль, когда все 90 победителей соберутся в нашем подмосковном образовательном центре. Буквально недавно прошёл форум «Россия – страна возможностей» на Тавриде, где также собирались наши участники. Поэтому не только мы максимально создаём условия для того, чтобы участники общались между собой, но и они самостоятельно организуют совместные мероприятия, в том числе и межрегиональные.

– Вы отслеживаете судьбу ваших финалистов? Какие изменения произошли в их карьере?

– У нас есть яркий пример конкурсанта из Владивостока – Максима Кильчевского, который пришёл на конкурс учителем, потом работал некоторое время заместителем директора школы, сейчас возглавляет одну из школ в своем городе. Некоторых наших участников стали чаще приглашать в различные экспертные советы при региональных органах исполнительной власти, использовать их опыт на различных методических совещаниях, то есть, по сути, признали их профессиональный опыт. Одна из финалисток студенческого конкурса буквально недавно получила назначение заместителем руководителя одной из гимназий в Санкт-Петербурге. Но не обязательно быть победителем для того, чтобы тебя заметили, и часть участников наших очных мероприятий также смогли вырасти в карьере и в профессиональном мастерстве.

– Можно ли сделать вывод о том, что для участников и победителей конкурса открываются новые перспективы: улучшить свою карьеру, продвинуться, усовершенствовать своё мастерство?

– Здесь, наверное, две основных составляющих. Первая – это совершенствование профессионального мастерства, потому что это сверхзадача конкурса «Учитель будущего». Второе – это карьерный рост, потому что конкурс позволяет продемонстрировать свои профессиональные и надпрофессиональные навыки, и для многих это способ получить путевку в жизнь. Мы гордимся тем, что сумели привлечь к соревнованию не только педагогов из крупных образовательных центров, но также из малокомплектных школ. Треть наших участников – сельские учителя. Я думаю, их привлекает возможность постоянно учиться, узнавать что-то новое, потому что все этапы отборочных испытаний, в том числе и заочный, включали определённую образовательную составляющую.

– В своем интервью вы сказали, что цель конкурса – не отбор лучших, а именно совершенствование профессионального мастерства. А что мотивирует педагогов на участие в этом мероприятии? Это их самостоятельное решение или все-таки есть случаи административного давления?

– У каждого индивидуально. Кого-то действительно послала администрация. Но, попав на конкурс, участники потом говорили: «Спасибо, что директор нас подтолкнул к такому участию, потому что сами мы бы не сделали первый шаг, у нас не было такой уверенности в себе». А кто-то принимает такое решение самостоятельно, желая завести новые знакомства, вырваться из повседневной рутины, в новом качестве себя попробовать. Молодые педагоги стремятся заявить о себе. Более опытные – доказать и себе, и окружающим, что их наработки востребованы. У нас действительно есть конкурсанты совершенно разных возрастов, и мы ценим каждого, для нас не принципиально, молодой это специалист либо педагог с большим стажем, потому что у каждого есть свои интересные идеи, свои принципы, подходы. По статистике, треть участников первого конкурса – молодые педагоги до 30 лет. Наибольшую активность проявили учителя начальной школы, учителя русского языка и литературы и математики. 15% от общего числа участников – мужчины, но это отражает статистику состава педагогов в целом по стране.

И с точки зрения тех опросов, которые мы проводим, и по внутренним ощущениям можно сделать вывод о том, что каждый приходит со своей мотивацией, но, уже оказавшись в конкурсном движении, втягивается в этот процесс и не хочет из него выходить.

Буквально недавно мы встречались с учителями, которые не победили в этом году, но приняли решение обязательно вернуться в новом сезоне конкурса.

– Есть такой стереотип, что учитель – это индивидуальная, а не командная работа. Вы сумели этот стереотип разрушить?

– Мне кажется, что, может быть, до конца ещё не сумели, но максимально приблизились к этому, показав, что очень важно работать в команде и на уроке, и во внеурочное время. И даже одно из наших испытаний проходит в форме междисциплинарных уроков, который ведут преподаватели трех разных предметов, и это своего рода эксперимент. Мы понимаем, что в ближайшей, краткосрочной перспективе подобные уроки повсеместно не будут введены в школах, но мы увидели живой интерес к ним и со стороны детей, и, что немаловажно, со стороны экспертов, представителей органов исполнительной власти, которые присутствовали в финале конкурса.

– Какими качествами должен обладать учитель будущего? Вы в своём интервью сказали о том, что учитель должен быть носителем культурного кода и нравственных ценностей. А вы увидели эти качества в реальных участниках вашего педагогического соревнования?

– Мы всегда говорим о том, что современный учитель и учитель будущего должен обладать глубокими знаниями по своему предмету и, кроме этого, широким кругозором, то есть передавать своим ученикам культурный код, поскольку информацию сегодня дети могут получить из разных источников. В процессе конкурсных испытаний участникам предлагалось решить кейсы, связанные с воспитательной составляющей, и по итогам я могу с уверенностью сказать, что наши учителя являются носителями культурного кода. Может быть, очень пафосно это прозвучит, но они чтят наши традиционные ценности и прилагают максимум усилий для того, чтобы передавать их следующим поколениям.

– Вы, наверное, много общались с участниками из разных регионов. Какие проблемы их волнуют больше всего?

– Где-то не хватает узкоспециализированных специалистов для преподавания новых предметов – например, робототехники. Отмечали также, что не везде есть возможность повысить квалификацию в области гибких компетенций. И наша программа, которая реализуется в рамках постпроектного сопровождения педагогов Мастерской управления «Сенеж» – это своего рода ответ на запрос именно по формированию гибких компетенций педагогов. Кроме того, сейчас всё чаще возникает вопрос о возрождении воспитательной роли педагога. Думаю, это связано в целом с государственной политикой, изменением закона «Об образовании в РФ». Мы же помним какой-то период, когда обучение вышло на первый план; сейчас, наоборот, воспитанию отводится ведущая роль. На мой взгляд, всё равно здесь должна быть гармония. Эти две составляющие образовательного процесса должны быть уравновешены.

– Вы говорили, что проводите дебаты в процессе своего конкурса. На какие темы?

– Мы предлагали конкурсантам вопросы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Например, вопрос о необходимости домашнего задания либо об обязательной школьной форме. Еще обсуждали роль дополнительного образования, которое сегодня многие считают основным. Во всех случаях мы оценивали умение аргументировать свои выводы, оценивали, как ведётся командная работа, потому что командам приходилось сначала выступать, подтверждая гипотезу, а в дальнейшем необходимо было эту же гипотезу опровергнуть.

– Планируете ли вы вводить конкурсные мероприятия, связанные с цифрой?

– У нас в рамках методического конструктора уже были конкурсные испытания, связанные с цифрой. Мы предлагали создать чат-боты, которые можно использовать в образовательном процессе. Я думаю, что это направление будет только наращиваться, потому что мы понимаем: цифровизация – это уже норма в системе образования.


Андрей Сергеевич Богданцев, руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей»
Управленец, педагог, специалист в области развития дополнительного образования детей и взрослых.
А. Богданцев окончил Университет ИТМО по направлению «Физика» и Санкт-Петербургский государственный университет по направлению «Образовательный менеджмент».
С 4 курса работал в школе, преподавал физику и информатику, замещал должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. С 2012 по 2019 год работал в Комитете по образованию Администрации Санкт-Петербурга, отвечал за развитие дополнительного образования детей и воспитательную работу в школах. Автор концепции нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» Санкт-Петербурга, принимал активного участие в развитии Российского движения школьников в Санкт-Петербурге. Организовывал мероприятия в рамках деловой программы Санкт-Петербургского международного образовательного форума. Являлся в течение нескольких лет ответственным секретарем организационного комитета праздника выпускников петербургский школ «Алые паруса».
Является автором концепции профессионального конкурса «Учитель будущего», который стал одним из самых массовых состязаний в профессиональном сообществе.
Основная сфера профессиональных интересов – образование детей и взрослых, развитие детских и молодежных общественных объединений.
Считает, что профессиональные конкурсы – это не выявление лучших, а создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства.
Автор ряда научных публикаций в области воспитания детей.


Продолжение следует



Новости





























































Поделиться