Незримые нити памяти связывают поколения. Пока эта связь есть, пока люди хотят узнать и суметь оценить боевой и трудовой путь своих предков, незримые нити памяти не прервутся. Они прочно скрепят прошлое, настоящее и будущее. Эту истину доказывает история школы № 30 имени К.А. Микаэльяна.
В школе учатся дети с ОВЗ по слуху. В музее истории школы, работая с документами и фотографиями, погружаешься в атмосферу прошлого, тех непростых лет, которые определяли судьбу и жизненный путь основателя школы К.А. Микаэльяна.
Карп Авдеевич Микаэльян, известный сурдопедагог и основатель первой в Москве школы для детей с проблемами слуха. Его жизненный и трудовой путь – свидетельство того, как надо стараться преодолевать трудности, которые готовит тебе судьба, и тогда ты сможешь все. Обучаясь на экономическом факультете академии имени Плеханова, Карп Авдеевич сам потерял слух в результате болезни.
В 1932-33 учебном году в Москве создается слухоречевой учебно-лечебный комбинат. Здесь готовят бухгалтеров, чертёжников, статистов.Люди с недостатком слуха получали возможность приобретения профессий и необходимой медицинской помощи. Карп Авдеевич знает, что в Москве есть ещё и дети, которые страдают тугоухостью. Он начинает работу по созданию специальной школы.
С 1 сентября 1939 года К.А Микаэльян директор вновь организованной средней специальной школы № 337. Это была первая в стране средняя школа для детей с недостатком слуха. Здесь-то и раскрывается талант Микаеляна как организатора, как учителя, как сурдопедагога.
Школа находилась на улице Чернышевского. Скоро стало понятно, что мест для всех детей с недостатком слуха не хватает. Мосгороно и Моссовет принимают решение о расширении школы. Новое четырехэтажное здание было построено по спецпроекту в июне 1941 года по Армянскому переулку. О ходе строительства нового здания школы для слабослышащих детей много писалось в периодической печати. Жизнь налаживалась, готовились к переезду, строили планы. На 28 июня 1941 года назначена приёмка школы, но 22 июня началась Великая Отечественная война…
Немцы рвались к Москве. Тысячи зажигательных бомб сыпались на крыши домов. Только за сентябрь Карп Авдеевич с учителями загасил на крыше нового здания 6 таких бомб. В школьном музее сохранились списки дежуривших в те страшные дни. Здание не пострадало, но учиться в нем не пришлось.
Школу эвакуировали в Саратовскую область, село Орловское. В октябре 1943 года школа вернулась в Москву. В новом здании начались занятия только в 1948/49 году. В связи с быстрым развитием школы и перегруженностью было принято решение о строительстве нового здания для школы.
Сокольники. Тихий, уютный, зеленый уголок старой Москвы стал местом появления новой школы Была создана крупнейшая в стране школа-интернат для слабослышащих детей. Детям действительно хорошо учиться в этой школе. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 30 имени К.А. Микаэльяна» - это самая сильная школа. В ней есть классы для тех, кто справляется с учебными программами на уровне обычных (слышащих) школ, и для тех, кто с отклонением в психологическом и интеллектуальном развитии, со значительными нарушениями слуха и речи.
Не слышать – не проблема, проблема – не уметь читать, говорить и не быть адаптированным в общество. Комфорт, стимул учиться, полноценная реализация личности, общение, повышение качества профессионального образования – это нужно любому ребёнку, в том числе и глухим детям.
С 1968 года школа носит имя К.А. Микаэльяна.
В школе работают люди, имеющие высокую квалификацию, дефектологи, использующие уникальные методики и огромный опыт обучения. «Я счастлива, что учусь в «тридцатке». Эта школа даёт детям с нарушениями слуха счастливый билет в будущее! - написала в своем сочинении ученица 11-а класса Л. Марина – «Личность и жизненный путь ее первого директора всегда будет для меня примером того, что можно и нужно жить вопреки судьбе».
Сегодня школа №30 – современное учебное заведение, рассчитанное на 400 учащихся. Два здания, 45 учебных кабинетов. На территории школы обустроены баскетбольные и волейбольная площадки. Педагогический коллектив полностью укомплектован кадрами. Преподаватели широко используют ресурсы Московской электронной школы, современные компьютерные технологии, технические и аудиовизуальные средства обучения. В классах современное оборудование, это позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии во всех сферах образовательного процесса.Участие школы в программе «Обучение без границ» способствует ранней профориентации, что особенно важно для обучающихся школы.
В традициях школы - стабильность, профессионализм педагогического коллектива и его нацеленность на инновационную деятельность. Школа обеспечивает целостное и всестороннее развитие учащихся. Главная задача школы: обучая – воспитывать, воспитывая - обучать.
Наша школа - место, где созданы все условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача школы – найти возможности для развития каждого ученика не только в получении знаний, но и в творчестве, коммуникации, спорте, искусстве. Главная цель обучения в школе – социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляя каждому набор навыков, и компетенций, достаточный для того, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья был востребован и успешен в выбранной профессиональной области. Ежегодные успехи наших учеников в Московском Чемпионате профессионального мастерства «АБИЛИМПИКС» тому подтверждение. Ученики школы активно участвуют в программе «Лаборатория путешествий». Многие побывали в Карелии, Краснодарском крае. Экспедиции, походы, встречи важны для детей с ограничениями по здоровью. Ребята учатся общаться, учатся умению преодолевать трудности, решать проблемы.
Школе более 80 лет! Среди ее выпускников люди самых разных профессий: учителя, инженеры, представители рабочих профессий.
Ученики и выпускники школы проявляют себя в разных областях. Сурмилина Анна - многократный призёр Сурдлимпийских игр, заслуженный мастер спорта. Призёр чемпионата России по сноуборду (спорт глухих).На XXIII Сурдлимпийские летних играх 2017 года серебряные медали завоевали пловцы Журавлев И, Фомин М.
В 2021 году Золотов А. стал «стобальником» ЕГЭ по физике. Девяткин Д. в 2019 году закончил школу с золотой медалью.
Выпускники школы поступают в московские вузы. Многие возвращаются в школу работать в качестве учителей и воспитателей.
Сладков М, выпускник школы 2004 года, закончил Московскую государственную академию физической культуры в 2016 году. С 2011 года работает в школе учителем физической культуры. Является Победителем V Национального Чемпионата профессионального мастерства «АБИЛИМПИКС 2019»
Очень важно, что эта школа дает все возможности учить и учиться по-новому.