Жаклин Чанг, директор дошкольного образовательного центра имени Святого Якова, Сингапур
Я думаю, что премьер-министр или другие лидеры Сингапура искренне поблагодарили бы мальчика за то, что он был таким внимательным и знающим, чтобы указать на ошибку.
Что касается директоров и учителей школ Сингапура, думаю, что их реакция будет зависеть от того, как и в каком тоне мальчик поправил главу государства.
Если бы мальчик сделал это с уважением, они бы похвалили его за эту уверенность. Если бы отношение мальчика было неправильным, они бы посоветовали ему выбрать лучший и более уважительный способ общения.
Джон Гиббс, попечитель Фонда Академии, Великобритания, Линкольн
Интересный разговор между школьником и вашим президентом. Реакцию нашего премьер-министра было бы трудно угадать, так как он никогда не признает никаких ошибок!
В Великобритании нет согласованного формата или общей нормы для таких бесед, но я чувствую, что большинство директоров и учителей похвалили бы ученика в таких обстоятельствах.
Президент Путин и учитель подали хороший пример в своих ответах, директор – в меньшей степени. Ученик очень храбр, чтобы поправлять президента!
Юкико Савано, профессор Университета Святого сердца, Токио, Япония
Это очень интересный вопрос! Я думаю, это зависит от того, насколько вы уважаете своего национального лидера.
Мне жаль говорить вам об этом, но мы не уважаем нашего нынешнего лидера.
Поэтому большинство взрослых и СМИ будут хвалить мальчика и высмеивать положение президента, если подобное случится в Японии.
Учителя и директора также могли бы похвалить его поведение. Но большинство школьников в Японии просто сидели бы тихо в классе, даже если бы заметили такую ошибку. Это не из-за нормы; японские дети обычно слишком пассивны и застенчивы, чтобы говорить вслух перед незнакомыми людьми.
Фред Кулик, экс-директор Института лидерства в образовании, Амстердам
Такое возможно и у нас. Наш король Виллем-Александр посетил школу и рассказал ученикам о «Великой войне», которая длилась до 1944 года. Наш король изучал историю, но даже он может ошибиться. Сразу же одна из учениц подняла руку и сказала: «Извини, Алекс, ты ошибаешься. Война закончилась в 1945 году. И ты как историк должен это знать». Я не уверен, стоит ли называть короля «Алекс», но я бы не удивился, если бы это произошло. Наша королева Максима часто называет его «Алекс» на публике, так почему бы ученику не называть его так? Если бы это сказал не король, а наш премьер-министр Марк Рютте, который также изучал историю, я почти убежден, что ученик должен называть его по имени – Марк. Учитель похвалит ученика за его знания о «Великой войне», а директор пригласит ученика в свою комнату и похвалит его за то, что он исправил короля.
В вечерних новостях будут говорить об ученике, который поправил самого короля. У него будут брать интервью на всех каналах, во всех молодежных новостях, и я не удивлюсь, если это будет вместе с королем.
Мы все думаем, что «Свобода, равенство и братство» – это продукт Французской революции 1793 года. Когда мы изучим этот предмет более подробно, мы увидим, что в конце Средневековья в Нидерландах, особенно в первые дни существования Амстердама, в городе доминировали торговцы. Во время оккупации Нидерландов Испанией они оказывали поддержку дворянам, принцу, герцогам и так далее. Здесь мы увидим корни «общества равных». Религия была в этом важным вопросом. После расставания с Папой Римским, у нас был свой, глубоко религиозный путь. Это было подтверждено в конце 60-х годов двадцатого века. В университетах и в культурных сообществах успешно велась борьба за большее равенство между различными слоями общества.
Я бы сказал, что нет «общей нормы» о том, как мы должны себя вести. Это обусловлено культурой. И в этом нет ничего плохого.
Марек Борковски, директор спортивного центра в городе Нове-Място-Любавске, бывший директор гимназии в городе Любава, Польша
Случай, который произошел 1 сентября во время встречи президента со школьниками, показывает, что школа 21-го века изменилась. Общий доступ к информации дает возможность контролировать/анализировать каждого, кто публично выступает: учителя в школе, президента на встрече и др.
Ошибиться может каждый из нас, даже президент страны.
Но отвечать надо честно и сразу, это учит детей реагировать на разные жизненные ситуации, в том числе оказать помощь тому, кто попал в беду. Коммуницирование требует от каждой стороны и внимания, и анализа, и уважения, но, прежде всего, понимания.
В моей стране можно поправить любого человека, который говорит неправду и который ошибается. Все мы люди разные, и по-разному, наверное, можем вести себя. Польша восхищалась бы такими молодыми людьми, которые в таком юном возрасте не просто прислушиваются к другому, но и слышат, о чем идет речь.
Президент России, думаю, прекрасно понимает, что будущее страны зависит от молодежи, и, надеюсь, тоже гордится, что школьники готовы обсуждать с ним проблемы воспитания и образования.
Атмосфера подстраивания и запугивания - это уже давно не про современную школу.