1 сентября 2021 года войдет в историю образовательной политики как день, когда мальчик из Воркуты Никанор Толстых сделал замечание Владимиру Путину, а президент признал верность поправки и поблагодарил его. А мог бы… и не поблагодарить, как говорится.
Но считаю, что знаменательность этого события не в учености или дерзости школьника и не в том, что СМИ разнесли якобы разную оценку поступка его учительницей Еленой Грозных («не просто одаренный») и директором его же школы Еленой Рябцевой («определенная наглость»), а в разрыве шаблона представлений о современном подростке.
Здесь произошло столкновение архаичных представлений о ребёнке, о способе общения с ним, о роли учителя (в которой заставили выступить президента), о значении ритуальности в политике.
Мне очень понравилась сама ситуация, которая скорее всего не была инсценирована. Понравилась тем, что Никанор Толстых проявил ключевое свойство современного образования – диалогичность. Вернее, он проявил себя как современный учащийся, который не тупо воспринимает вещание диктора-учителя, а ждет момента вступить в диалог. Задать вопрос, поправить, уточнить, высказать свою точку зрения. Для современного подростка взрослый – инструмент самореализации, а не слепого подражания или глухого слушания. Встреча с учителем, президентом, любым взрослым – повод проявить себя, заявить о себе, обратиться к другому со своим внутренним содержанием.
А те, кто готовил мероприятие «Путин и дети», исходили из мертвого представления о подростках, которые якобы отнесутся к президенту как чиновники из областной администрации. «Владимир Владимирович, вы им расскажите что-то, что сами считаете важным, они с радостью вас послушают. А мы вот тут и конспект заготовили, ну, так сказать, план урока, из концепции нашей исторической». И президент доверился. Глава страны не может быть специалистом во всех областях. Тем более в такой чувствительной сфере, как педагогика. А советчики уже второй раз за неделю прокололись. Первый раз – перед заседанием президиума Госсовета по образовательной теме. У президента была встреча с общественностью, и эта общественность как по команде (а может, и действительно по команде) начала ругать подход «образовательная услуга», требуя убрать это подход. Владимир Путин сначала никак не мог понять – откуда убрать?
Он же не помнит, как с 2016 года тогдашний министр Ольга Васильева многократно сетовала на то, что термин «образовательная услуга» мешает поднять учителя на такую высоту, на какой он «никогда не стоял в буржуазном обществе».
Ну есть такой термин в экономических регламентах, в законе об образовании встречается только когда речь идет о дополнительных услугах, существенной роли в управлении педагогическим процессом не играет. Откуда такая болезненность? Уловка-то простая – эмоциональное манипулирование в чистом виде. Ну обидно же, когда твой благородный труд сравнивают с прислуживанием. Зато умелыми ручками твое недовольство маленькой зарплатой, гигантской отчетностью, непомерной нагрузкой, плохим жильем, бесконечными проверками и рабским состоянием можно направить так, что причиной всему – «образовательная услуга». Ну не жаловаться же президенту, честное слово, что экономика школы трещит по швам! Что зарплаты учителей в регионах мизерные. Что вранье про уменьшение бюрократии – запредельное. Потому что тогда на госсовете нужно будет предлагать решение. А так – вот же оно, решение! «Уберем образовательную услугу – и будет вам счастье!»
Так и вижу, как где-то в сторонке сценарист этой встречи про себя веселится: «Ну чисто как дети, ей-богу!»
И этот же или его коллега готовит встречу с детьми. «Они у нас малограмотные, дети ЕГЭ, плоды развала школы в 90-е, результат бесконечных реформ. Даже лучшие. Истории вообще не знают». А вы откуда знаете?
«Так мы же ролики на улицах снимали. Остановишь такого на улице, спросишь: “Кто такой Ленин? Когда была революция? Коллективизация? Кто написал «Капитал Маркса»? И так микрофон в зубы и софитом в морду – молчат».
А тут вдруг – Никанор Толстых. Быстро рассказал ребятам, что Северная война длилась 21 год. А урок-то был про другое. И Владимир Путин поблагодарил за поправочку. Бодрая жизнь совершилась вместо запланированной мертвечины.
Ибо сказано в Евангелии от Матфея 21, стих 16: «и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”»?
Никанор, это я по синодальному переводу цитирую, но ты проверь, буду благодарен, если поправишь.