Педагоги и ученики 854-й школы в образовательной медиадеятельности не новички. Дети участвуют в городских медиаконкурсах (и даже выходят в финал), снимают ролики и пишут тексты для федеральных СМИ, а взрослые погружаются в образовательный мир медиа на курсах повышения квалификации и в магистратуре МГПУ. А ещё придумывают необычные медийные способы рассказать о своём предмете в социальных сетях и ведут программы на MOSOBR.TV.
Несмотря на то что старт конкурса пришёлся на первую рабочую неделю (когда голова кругом и не знаешь за что браться), педагоги не отказались от этого вызова. Воспитатели, учителя и специалисты психолого-педагогической службы прямо сейчас готовят свои медиапродукты, которые представят в финале конкурса.
О чём этот конкурс и зачем он нужен? Рассказывают организаторы и участники.
«В этом конкурсе мы увидели разные роли педагогов»
Сергей Москаленков, директор зеленоградской школы № 854, организатор конкурса:
«Когда мы только задумывали этот конкурс, мы предполагали, что у нас, во-первых, появится возможность познакомиться с медиапродуктами, которые уже были сделаны нашими педагогами и активно используются в их работе. А также мы хотели посмотреть, как учителя вовлекают в производство медиапродуктов учеников. Мы выделили две номинации – “Медиапедагог” (тот, кто вместе с детьми или сам создаёт образовательный медиапродукт) и “Медиатьютор” (тот, кто сопровождает детей в образовательном медиапроизводстве и поддерживает их мотивацию).
Когда конкурс начался, мы увидели новые ракурсы и горизонты. Также стали заметны определённые риски, например превращение в этакого учителя-медиафрика, эпатажного деятеля, который своей работой и своими продуктами не приводит, а, наоборот, уводит детей от образовательного содержания.
Наметились две выраженные тенденции. В первой мы видим самого педагога и продукты его медиадеятельности, которыми он пользуется на своих уроках и публикует в соцсетях как лайфхак. В этом – его эго, его находчивость, яркость, талант, умение работать с аудиторией на камеру. То есть педагог сам является транслятором собственных продуктов.
К счастью, мы отметили и другую тенденцию, которая очень фактурно себя проявляет: педагог уходит в тень и старается быть организатором и соорганизатором деятельности детей. Он либо просто мотивирует детей на производство продукта, по необходимости консультирует их в процессе, но дети самостоятельно генерируют процесс, производят и демонстрируют получившийся медиапродукт, либо педагог вовлечён в процесс изнутри. Он производит и обтачивает продукт вместе с ребятами. Это чистое сотворчество.
Словом, мы увидели разные роли педагогов, и они продолжают формироваться.
Важно подчеркнуть, что мы делаем акцент на слово «образовательный». Ведь медиа – это стихия, захлёстывающая не только детей, но и взрослых. В этом смысле есть определённые риски. Необходимо, с одной стороны, информировать ребёнка о возможных ловушках, которые подстерегают его в информационном и окружающем мире (впрочем, я бы эти понятия уже не разделял), с другой стороны, формировать у него такую картину мира, в которой он будет всегда ощущать себя уверенным и знать, что нужно сделать, чтобы приблизиться к той или иной цели».
Директор школы № 854 Сергей Москаленков
«В слове “медиадеятельность” для нас важна вторая его часть»
Татьяна Волошко, соорганизатор конкурса «Медиаобразователи–2021», медиамастер ИПОП «Эврика:
«Так совпало, что в этом году мне предстоит защищать диссертацию о подростковой медиадеятельности. У меня там есть такая фраза: “Медиадеятельность – наша новая реальность; социально-исторический мост, который сближает взрослое сообщество с детским и подростковым, а подростковое сообщество объединяет внутри себя”. Для меня это не просто громкие слова. Это генеральная линия, которой я стараюсь держаться. Конкурсом “Медиаобразователи–2021” мы хотели подчеркнуть, что образовательной становится деятельность, в которой концентрируются основные потребности и мотивы детей и подростков. Вообще в этом составном слове – “медиадеятельность” – для нас очень важна вторая его часть, “деятельность”. Ведь именно в деятельности раскрывается не только ребёнок, но и взрослый».
«Далеко не всё можно считать образовательным медиапродуктом»
Егор Вадов, соорганизатор конкурса «Медиаобразователи–2021», медиамастер ИПОП «Эврика»:
«К сожалению, не всё, что выходит в медиаполе, можно считать образовательным контентом. А те учителя, которые производят этот контент, зачастую становятся фриками, над которыми смеются даже дети. Нам очень хотелось бы, чтобы этого не происходило. На наш взгляд, нам всем нужно осознавать, что всё, что мы делаем совместно с детьми или для детей, должно способствовать их развитию, расширять представления о каком бы то ни было предмете, стимулировать к познанию себя и окружающего мира. На учителях в этом смысле очень большая ответственность».
«Этот конкурс – вызов мне как специалисту»
Александр Оджо, учитель истории, блогер, ведущий программы «Обзор.Moscow», участник конкурса
«Я преподаю в медиаклассах, поэтому этот конкурс – вызов мне как специалисту. В прошлом учебном году я был педагогом дополнительного образования и вел кружки медианаправленности “Школа блогерства”, “Медиацентр”, “Фотожурналистика” и другие. На уроках истории мы часто обращаемся к текстовым документам разных эпох, прикладываем к ним медиаинструментарий. В минувшем учебном году вместе с Мариной Деметрашвили мы подготовили серию видеоэкскурсий по школьному “Музею семьи”. Ролики мы размещали в YouTube, что получило широкую огласку и отклик среди учеников не только нашей школы. А уже на этой неделе я начал вести внеурочную деятельность с 5-ми и 6-ми классами, которая называется “Медиаэкскурсовод”. Эта программа направлена на обучение ребят основам музейного дела через подготовку видеоэкскурсий, интерактивных карт музея, онлайн-каталога с QR-кодами в классах и, конечно, создания медиаобзоров музейной экспозиции».
«Конкурсное задание станет для меня отправной точкой собственного развития»
Майя Синельникова, учитель английского языка, участник конкурса:
«Для меня участие в конкурсе в номинации “Медиатьютор” – мой личный путь к иному способу взаимодействия с детьми и взрослыми в контексте медиатворчества. Меня привлекло, что в рамках конкурса проводятся обучающие вебинары, открывающие огромное поле для осмысления этого направления деятельности и поиска собственных способов и решений. Например, как создать условия и мотивацию для образовательной медиадеятельности, как помочь детям раскрыть свою индивидуальность и стать уверенней в себе, благодаря творчеству обнаружить в себе таланты, о которых они не подозревали, и как помочь ребенку осмыслить и пережить происходящие внутренние и внешние изменения, вызванные участием в медиапроектах. Основным же решающим фактором стало само конкурсное задание, которое лично для меня станет отправной точкой для последующего собственного развития в качестве медиатьютора, возможностью сделать свой первый шаг в разработке инструмента, который я хочу применить на практике.
«Моё желание участвовать в конкурсе выше любых сложностей»
Мария Власова, учитель английского языка, участник конкурса:
«Раньше в школе я не работала, хоть и по образованию лингвист с правом преподавания английского языка. Для меня участие в этом конкурсе – это возможность попробовать себя в чем-то новом, что интересно и детям, и взрослым. К сожалению, у меня нет опыта в создании медиапродуктов, но моё желание участвовать в конкурсе выше любых сложностей».
«Это отличная возможность посмотреть на себя со стороны»
Виктория Бухтеева, учитель начальных классов, участник конкурса:
«Можно сказать, что я уже бравый боец в медиаслужбе своей школы. Но, как мне кажется, состояться полноценно в этом направлении невозможно. Всегда есть над чем работать, что привнести в мир медиапространства. Этот конкурс – отличная возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои плюсы и минусы».