Исследование, проведенное Университетом Лингнань в Гонконге, подтверждает положительную связь между уровнем полученного образования и удовлетворенностью жизнью на индивидуальном уровне. Но дальше интереснее.
После учета результатов на рынке труда и особенно уровня дохода эта положительная взаимосвязь исчезает. Кроме того, благоприятная связь между образованием и удовлетворенностью жизнью подрывается распространением в обществе социальных навыков. Поэтому преимущество высшего образования, как правило, меньше в обществах, где доля высококвалифицированных человеческих ресурсов относительно велика.
В высококвалифицированных обществах образованные люди сталкиваются с уменьшающейся экономической ценностью своих достижений, и, следовательно, им может быть труднее поддерживать относительно более высокий уровень удовлетворенности жизнью по сравнению с их менее образованными коллегами.
Распространение же навыков высокого порядка повышает уровень удовлетворенности жизнью, поскольку позволяет обществу распределять вознаграждения на основе заслуг, а не социально-экономического фона или номинального образования.
Для анализа этой взаимосвязи между образованием и счастьем в исследовании использовались данные Европейского социального исследования (ESS) для более чем 48 000 человек в 24 странах и несколько баз данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).