Недавно помощник президента РФ Андрей Фурсенко заявил: «Система высшей школы должна рассматриваться не как четыре (четыре года бакалавриата) плюс два (два года магистратуры), а два плюс два плюс два. То есть два года – один блок, ты получаешь фундаментальные знания, два года – следующий блок, ты начинаешь работать по какому-то конкретному направлению, но может так статься, что возникнет резкое изменение и вам потребуется перестроиться».
Один из главных аргументов, который Андрей Фурсенко выдвигал, будучи министром образования и науки (2004–2012), когда принималось решение о переходе на Болонскую систему, состоял как раз в том, с его слов, что «мы не можем прогнозировать рынок труда на более или менее отдаленную перспективу». Именно тогда я и говорил уважаемому министру, что «неспособность не есть причина». Если вы не можете, попросите других.
Напоминаю, что недавно ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий признал, что переход на болонский процесс в принудительном порядке был нашей ошибкой.
Я тоже так думаю, поэтому в законе «О высшем профессиональном образовании» 1996 года было внятно написано, что вузы, которые признают необходимость двухуровневой системы «бакалавриат + магистратура», могут это сделать, но на добровольной основе.
И тогда в условиях рыночной экономики 10% выпускников выходили бы бакалаврами, а 90% – специалистами. То есть классическая Гумбольдтовская система одержала бы явную победу по сравнению с Болонской. Однако после этого Болонская система была введена в принудительном порядке.
Теперь нам говорят, что и этого недостаточно, что мы вообще не способны ничего прогнозировать, а поэтому надо менять специальности во время учебы в вузе несколько раз.
Я предполагаю, что в таком случае мы получим волшебников-недоучек.
Я не верю, что за два года учебы в магистратуре из физика можно сделать историка, а из литератора – специалиста в области технологий.
В связи с этим у меня есть два альтернативных предложения.
Первое. Нашим уважаемым властям надо научиться прогнозировать рынок труда. Неужели мы не знаем, сколько учителей, медработников или инженеров нам потребуется в ближайшее время?
Второе. Напомню, что во всем мире формула «образование на всю жизнь» заменено на «образование в течение всей жизни».
Поэтому дайте человеку нормальное высшее образование, лучше всего специалитет плюс магистратуру, а не пытайтесь переквалифицировать садовника в программиста. И, кроме этого, дайте ему возможность переобучиться на другую специальность в течение всей жизни, если возникает такая потребность.