BIG DATA // Статья

Зачем учить детей программированию


Зачем учить детей программированию
Иллюстрация: kit8.net

Нынешнее поколение детей разбирается в смартфонах и компьютерах на интуитивном уровне. Им не надо рассказывать, как скачать приложение и зарегистрироваться в Instagram. Поэтому, по данным ВЦИОМ, только 12% россиян считают информатику полезным предметом, а вот математику – целых 72%. Хотя компьютер и телефон мы используем ежедневно, а вот синус и косинус – намного реже.


При этом приветственные сообщения и будильник на смартфоне, стиральная машина и турникет в метро, соцсети и телевизоры – все это существует в привычном нам виде благодаря программированию, которое является частью информатики. В России на 2019 год насчитывалось более 1,8 млн специалистов, связанных с ИКТ. Они заняты в информационной сфере: не все работают с кодом, но все – с результатами его работы, так или иначе соприкасаясь с программированием. И потребность в таких кадрах продолжает расти.

Программирование в школе: в чем проблема?

В примерах школьной программы по информатике выделен целый блок, посвященный программированию для детей. Но такие примеры носят рекомендательный характер, и часто педагоги сами решают, чему уделить больше внимания. Не все учителя делают выбор в пользу программирования, поэтому вероятность того, что дети в 7-м классе могут изучать что-то неактуальное и недостаточно прикладное, велика. Тем более что на информатику в школе выделен всего один час в неделю: за это время многому не научишь.

Для того чтобы сделать информатику в школе более актуальной, Яндекс.Учебник создал курс по информатике для 7-го класса, покрывающий школьную программу и включающий обширный блок программирования.

«Дети приходят в школу, уже зная, как работать со смартфоном, знают множество базовых вещей. Задача педагога в том, чтобы не убить интерес, а показать, что информатика, с одной стороны – это технологии, с другой – наука, которую нужно изучать, а с третьей – программирование. То есть любое устройство, которым мы пользуемся сейчас, может быть запрограммировано, и оно программируется человеком. Сейчас дети воспринимают информатику как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, научиться постить фотографии в своих соцсетях. Мы хотим, чтобы отношение к этому школьному предмету изменилось, и для этого мы создали курс информатики в Яндекс.Учебнике». – рассказывает руководитель службы разработки Яндекс.Учебника Влад Степанов.

Если ребенок получает не только интересные, но и применимые в реальной жизни навыки, он будет мотивирован на учебу. Учителям важно давать актуальные знания и учить использовать их сразу же, не выходя из кабинета. Программирование для детей отлично подходит для этих задач.

Программирование учит не сдаваться

Дети часто слышат: «Не сдавайся. Попробуй ещё. Не бойся ошибиться». Но не всегда могут следовать этим принципам на уроке. Ошибка в диктанте, неправильное решение уравнений, испорченный рисунок– все это может снизить оценку.

Программирование для детей построено таким образом, что, даже если ребенок ошибся, он может вернуться к исходной точке и начать заново. Ошибка – это не плохо, это дополнительный инструмент в учебе.

В курсе программирования для детей от Яндекс.Учебника количество попыток для запуска программ не ограничено. Разработчик курса Роман Гусарев говорит, что у ребёнка во время знакомства с языком программирования для детей не должно быть боязни запустить свою программу. Он пишет программу, запускает её, тестирует. Это полигон, который заставляет критически относиться к собственному результату, искать ошибки.

Программирование учит думать

В 2014 году ученые из США и Германии провели исследование: диагностировали с помощью МРТ 17 человек, которые в это время искали ошибки в отрывке кода. МРТ зафиксировал высокую активность мозга в областях, отвечающих за память, внимание и речевые процессы. То есть даже не написание, а изучение готового кода включает те отделы мозга, которые не работают при решении математических уравнений. Уроки программирования для детей развивают правое полушарие мозга, которое помогает нам мыслить креативно, придумывать новые идеи, улучшает память, способствует изучению иностранных языков. Также во время программирования дети учатся использовать логику, находить проблему и разделять ее на части, чтобы эффективнее решить. Это также называется «вычислительным мышлением». Перед ребенком стоит задача, а он, в свою очередь, придумывает, как программа может решить ее. Потом он разбивает путь к конечному результату на много последовательных действий, тестирует каждую часть и в итоге получает готовое решение.

«Компьютер – это велосипед для мозга». Стив Джобс

Программирование показывает, как применить школьные знания в реальном мире.

Навыки, которые развивает курс программирования для детей, пригодятся ребенку и в школьной, и в повседневной жизни. Язык программирования – это необычно для детей, но они быстро понимают алгоритм и потом могут применять его в реальном мире.

«Например, при решении задачи по физике, когда нужно, много раз применяя сложную формулу, посчитать трение в четырех точках какого-то объекта. Можно каждый раз считать на калькуляторе и бояться промахнуться при делении и умножении. А можно написать функцию в Python, которая принимает три аргумента и какие-то параметры этого объекта и возвращает тебе, например, искомую силу трения. Мы таким образом, с одной стороны, даем ребенку понимание того, как пишется функция, а с другой – показываем, как это может пригодиться в жизни. То есть мы в том числе работаем и на формирование функциональной грамотности», – объясняет Влад Степанов.

Большая часть заданий в курсе информатики от Яндекс.Учебника привязана к реальной жизни: например, детям необходимо посчитать, сколько фотографий поместится на флешке.

Программирование нужно во всех профессиях

Представьте, что вам необходимо раздать всем 30 ученикам в классе задание по математике, но вы хотите минимизировать списывание. Можно вручную изменить числа во всех 30 вариантах, а можно составить код и с его помощью быстро индивидуализировать каждую работу – причем не один раз, а на протяжении многих лет. Если разобраться, то большинство профессий так или иначе связано с программированием. Человек не умеет писать код, идет к специалисту и платит ему деньги. А если умеет, то сможет сделать это самостоятельно и станет более востребованным в своей сфере. Программирование дает нам выбор инструментов, с помощью которых мы можем решать задачи во многих отраслях.

А если ученик впоследствии получает IT-специальность, перед ним открывается множество возможностей: выбор компании, города или страны для жизни, хорошая зарплата, постоянное развитие. Он может остаться разработчиком, а может начать обучать других.

Программирование – это весело

На первый взгляд может показаться, что учить язык программирования и составлять программы для детей сложно и скучно. Да, получается далеко не с первого раза. Да, требуется концентрация внимания и усидчивость. Но кто сказал, что сложное не может быть веселым? С помощью программирования для детей можно не только решать математические уравнения, но и создавать игры. От известных «Камень, ножницы, бумага» до собственной авторской игры. Уроки программирования для детей в школе не будут скучными, если использовать новые технологии и решать актуальные задачи.

Программирование помогает в профориентации

Программирование пригодится в жизни всем. Не все захотят его сразу использовать, а тем более становиться IT-специалистами. По мнению одного из разработчиков курса в Яндекс.Учебнике Романа Гусарева, полезно будет попробовать курс программирования для детей хотя бы для того, чтобы понять, насколько подходит детям эта сфера деятельности. Это позволит избежать синдрома «третьего курса» – это когда студент понимает, что ошибся с выбором профессии, уже отучившись половину срока.

Как учителю идти в ногу со временем

Технологии в 2021 году идут вперед с космической скоростью. Новый IPhone выходит каждый год, компьютеры становятся мощнее и функциональнее. Соответственно, у нас появляется все больше возможностей для их использования. Но как доносить актуальную информацию для учеников, если сам за ней не успеваешь? Школьная программа не меняется каждый год, в отличие от технологий. А курсы программирования для детей, хоть и распространены, но не дают полного объема знаний и нагрузки. О том, как изменилась информатика в школе с 2000 года, вы можете прочитать в другой нашей статье.

«Я сам работал учителем информатики и знаю, что современные технологии до учеников доходят с большим опозданием. Очень тяжело постоянно следить за трендами IT, разбираться. Поэтому преимущества нашего учебника в том, что мы можем в ногу с этими трендами шагать. Почему? Потому что за нашей дверью сидят разработчики, которые делают Яндекс.Такси, и мы к ним всегда можем прийти за экспертизой. Мы своими глазами видим, как все происходит, как все разрабатывается. С помощью Яндекс.Учебника мы можем максимально быстро передавать IT-тренды в школы ученикам, чтобы они были лучше подготовлены к изменившемуся миру. На мир сейчас цифровые технологии оказывают колоссальное воздействие, и к этому миру мы готовим наших учеников», – рассказал Айрат Ишимбаев, один из разработчиков курса от Яндекс.Учебника.

Учитель информатики не обязан программировать, как профессионал, это не его задача. Но освоить язык программирования, чтобы доносить его потом для детей, необходимо. Яндекс.Учебник сопровождает каждый урок программирования для детей отдельным пояснением для учителя. Педагог может воспользоваться подсказками, чтобы самому лучше разобраться в теме, освежить знания или выстроить урок максимально полезно.



Новости





























































Поделиться