Учебники // Колонка

Прокруст ждет нас...

Социолог, научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – о перспективе унификации учебников и учебных программ.

Прокруст ждет нас...
Фото: fishki.net

Министр просвещения России Сергей Кравцов выступил за унификацию учебников и учебных программ. В этом он видит способ повышения качества школьного образования. Многообразие программ, по его мнению, дает противоположный эффект, поскольку разрушает единое образовательное пространство.

Думаю, что предложение министра у многих вызвало удовлетворение. Особенно у тех, кто ратует за возвращение советского образования и советских учебников. Идея полного равенства в нашем обществе популярна, в нем видят воплощение социальной справедливости. Действительно, всех детей одинаково учат, они получают одинаковые знания, а потому становятся одинаково образованными. Никто не получает преимуществ, что может быть лучше? Не зря ведь так довольны были очень многие, когда вернулась обязательная школьная форма, которая вроде бы всех уравнивает. Теперь единство формы хотят дополнить единством содержания.

И конечно, единая линейка учебников станет подарком тому издательству, которое получит право их издавать. В издательском деле нет ничего более коммерчески выгодного, чем учебники, имеющие многомиллионные тиражи.

Думаю, что если это случится, борьба (открытая и тайная) за эту синекуру будет нешуточной.

Но, когда читаешь об этом шаге к социальной справедливости, возникают некоторые вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Программу можно сделать одинаковой, но как сделать одинаковыми детей? К сожалению или к счастью, дети разные. В советское время проблема решалась просто: слабо справлявшихся со школьной программой, начиная с 1970-х годов, перестали оставлять на второй год, тихо тянули до окончания восьмого класса и отправляли в ПТУ, отсев был жестким. Неважно, что кому-то было учиться легко и скучно, а кто-то с программой не справлялся, формально было полное образовательное равенство. Очень немногие учились в школах с углубленным изучением иностранных языков (это было очень престижно, но труднодоступно), а математически одаренные в старших классах могли поступить в специализированные классы.

А что делать теперь? Дети остаются не менее разными, запросы родителей к школьному образованию растут, удовлетворенность падает. Все более популярным становится семейное обучение, когда ребенок может учиться и развиваться в своем темпе, а этот темп тоже очень разный. Конечно, немногие могут учить детей дома, но это станет основным способом получения образования.

Родители хотят, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно как в эмоциональном смысле (чтобы его не обижали и не унижали), так и в интеллектуальном. Разные программы позволяют хотя бы отчасти решить эту проблему. Есть программы проще, есть сложнее. Если ребенок не справляется с программой, для него это всегда большой стресс, – он чувствует себя неудачником. Результат – потеря познавательного интереса. Если программа для него слишком простая, ему скучно, и он тоже теряет интерес к учебе.

Есть известная притча про разбойника Прокруста, который заманивал в свой дом усталых путников, где предлагал им переночевать на ложе: если оно было человеку слишком коротким, ему отрубали ноги, а то и голову, если слишком длинным, вытягивали их, привешивая тяжести. Вряд ли находились люди, которым оно было точно впору. Примерно так же получается и со школой, если программа одна, учебники одни, учат одинаково, а для ног и головы это плохо подходит.

И еще один важный момент. Кравцов упомянул, что «по каждому предмету должны быть соответствующие концепции, соответствующий минимум содержания образования». Означает ли это, что отменяются существующие ФГОСы, предполагающие в том числе возможности вариативности в образовательном процессе?

Сегодня ФГОСы определяют обязательные результаты образования на каждой ступени, к которым можно прийти разными путями. Получается, что теперь для каждого класса и по каждому предмету будет описано содержание учебного курса.

Что будут делать хорошие, творческие учителя, которые используют не только учебник, дают много дополнительной информации, выстраивают курс в том порядке, который им кажется более логичным, а то и работают по своим авторским курсам?

Им придется уйти из школы, поскольку новые условия работы делают все это невозможным? Похоже, Прокруст ждет нас на пороге своего гостеприимного дома.



Новости





























































Поделиться