Качество образования // Новость

Почему детская самостоятельность – это тоже образовательный результат

  • 5 апреля 2021

Почему детская самостоятельность – это тоже образовательный результат
Фото: airisklass.ru

Есть ли у детского сада и школы особенные, уникальные образовательные результаты? Этот провокационный вопрос в качестве повода для размышления задал научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский на заключительном семинаре из цикла «Введение в новую школьную жизнь». Он отметил, что раз ФГОС имеет рамочную структуру, то вполне возможны разные трактовки образовательных результатов внутри конкретной образовательной организации и даже в работе конкретного учителя.

Вопрос поставил в тупик участников семинара. Первыми свои гипотезы выдвинули представители системы дошкольного образования.

Старший воспитатель детского сада «Кораблик» Ольга Колотухина из города Саров Нижегородской области, предположила, что особенность их образовательного учреждения в том, что дети умеют играть и могут самостоятельно организовать игру.

Идею о том, что формирование самостоятельности, может быть уникальным образовательным результатом, поддержала Оксана Борисова, заместитель заведующего детского сада «Звездочка» из города Снежинска Челябинской области. Она представила команду родителей, которые тоже стали участниками семинара. Ирина, мама троих детей, один из которых с особенностями развития, рассказала о том, насколько важна самостоятельность, сформированная в детском саду, именно для «особенного» ребенка. Но это качество не формируется у ребенка хаотично, нужно грамотное сопровождение его деятельности воспитателем.

Эта дискуссия породила еще один важный вопрос: кого можно назвать «хорошим» воспитателем? Где найти грань между активностью и пассивностью воспитателя? Как своей активностью вовлечь в активность детей, но в нужный момент отойти в сторону, чтобы у каждого ребенка появилась возможность прожить тот или иной опыт, попробовать решить проблемную ситуацию или разрешить конфликт самостоятельно без помощи взрослого?

В обсуждение включилась заместитель директора школы № 64 города Лесной Свердловской области Ирина Зырянова.

Она рассказала, что самостоятельность учащихся в школе проявляется через инициирование различных событий. И в этой работе важно, чтобы педагог не только смог поддержать идеи школьников, направленные на решение конкретной задачи, но и умел делегировать полномочия детям.

Александр Адамский инициировал еще одно обсуждение целой серией вопросов. Например, почему жизнерадостный, активный, энергичный дошкольник за первый год обучения превращается в послушного и пассивного исполнителя? Как обозначить перед учителями значимость самостоятельности? Влияет ли самостоятельность на академическую успеваемость? Готовы ли родители к формированию самостоятельности у них ребенка?

Ответы на эти вопросы педагоги искали уже во время работы в группах.

Инна Прохорова



Новости





























































Поделиться