Тема школьного питания сегодня в центре внимания общества. Почему ситуация в этой сфере далека от благополучной? Размышляем вместе с членом комитета Госдумы по образованию и науке, членом рабочей группы по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов Алдаром Дамдиновым.
– В чем Вы видите причину отравлений детей в школьных столовых?
– Когда в прошлом году началась реализация инициативы президента по обеспечению учеников начальной школы горячим бесплатным питанием, мы понимали, что необходимо время, для того чтобы привести всё в соответствие с санитарными и другими нормами. Поэтому изначально мы планировали переходный период примерно на 2 года, в течение которых намечено решить две важные задачи.
Первая – это запуск федеральной программы по переоснащению столовых в наших школах, поскольку то оборудование, которое на сегодня есть, уже не соответствует необходимым стандартам. Не все муниципалитеты – учредители школ обладают необходимыми средствами для решения этой задачи. Без поддержки регионов и федерального центра здесь не обойтись.
Вторая задача – методическая, цель которой – организовать повышение квалификации работников сферы детского питания. От уровня их компетентности зависит качество пищи, а в конечном итоге – здоровье детей. И для этого тоже требуется время.
Буквально месяц назад мы провели заседание рабочей группы по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов под руководством Геннадия Онищенко. Мы обсудили опыт субъектов РФ, которые в прошлом году оперативно провели несколько методических семинаров для всех своих поваров. В этом году такие мероприятия пройдут во всех регионах страны.
В этих условиях Роспотребнадзор усилит свою работу за соблюдением всех новых санитарных норм и, конечно, будет следить за тем, чтобы в школьных столовых не было пищевых отравлений. В то же время мы никогда не можем быть застрахованы от подобных ЧП. Они были и раньше, только теперь все эти случаи рассматриваются сквозь призму закона о бесплатном горячем питании. Главная проблема в организации школьного питания – это 44-й ФЗ: качественное питание по определению не может быть дешевым, а на торгах, как правило, побеждает тот, кто предлагает самые низкие цены за свои услуги.
Так что идея бесплатного горячего питания, безусловно, правильная, но она нуждается и в грамотной реализации, и в софинансировании со стороны регионов и муниципалитетов.
Поэтому нужно, с одной стороны, набраться терпения и работать, с другой стороны, совместными усилиями решать накопившиеся проблемы в управленческом режиме, для того чтобы устранить имеющиеся препятствия.
– Некоторые специалисты, в том числе представители Общероссийского народного фронта, предлагают «затратную» методику расчета стоимости школьного питания, учитывающую не только расходы на продукты, но и сопутствующие – на транспорт, коммунальные услуги, зарплату поваров. Насколько это реально?
– Это больше из области благих пожеланий, потому что в таком случае в стоимость школьного рациона будут включаться и наценки на услуги комбинатов школьного питания, которые достигают 30%.
Реальная картина, которую мы имеем на сегодняшний день – это то, что в прошлом году регионы из-за пандемии освоили не все средства федеральных субсидий, выделенных на организацию школьного питания.
На заседании нашей рабочей группы было принято решение о возвращении этих средств в бюджеты субъектов РФ.
– В Республике Бурятия, которую Вы представляете в парламенте, много малокомплектных сельских школ, удаленных от центра и не имеющих своих столовых. Как в этих случаях решается проблема школьного питания?
– Глава республики Алексей Цыденов, Министерство образования и науки оперативно решили эту проблему за счет подвоза горячего питания в те школы, где есть столовые, или обеспечивают детей бесплатными школьными продуктовыми наборами за счет средств республиканского бюджета. Это, я думаю, хорошая помощь.