BIG DATA // Колонка

Как онлайн, облачные сервисы и чат-боты могут облегчить жизнь педагога


Как онлайн, облачные сервисы и чат-боты могут облегчить жизнь педагога
Иллюстрация: behance.net

EdTech – это использование цифровых технологий в образовательном процессе. Компании, которые относят к этой сфере, чаще всего организуют онлайн-обучение. О том, как и зачем на опыте EdTech-рынка вузу или школе составлять чек-лист по внедрению цифровых технологий, рассказывает Анна Лемякина, руководитель направления по работе с образовательным сектором Yandex.Cloud.

Количество крупных игроков на рынке образовательных платформ, которые организуют онлайн-обучение, постоянно увеличивается параллельно с кратным увеличением аудитории. По оценкам экспертов, рост индустрии в 2020 году составил 30–35% по сравнению с «доковидным» периодом. В пандемию в дистант перешли подготовительные курсы к поступлению в вуз, факультативы и курсы для студентов и школьников. Помимо этого вырос спрос на онлайн-образование среди взрослой аудитории: кто-то решил сменить профессию, кто-то проходил курсы повышения квалификации в онлайне.

Проблемы EdTech-компании во многом схожи с проблемами вузов и школ в период пандемии: рост трафика на сайте, недостаточная персонализация образовательного процесса, потребность в аналитике и дополнительном обучении персонала. Образовательные онлайн-платформы справлялись с этими вызовами, используя имеющийся цифровой багаж, а вот многие вузы и школы оказались в условиях вынужденного запуска цифровизации.

Какие кейсы из практики EdTech-рынка стоило бы рассмотреть для внедрения традиционным школам и вузам?

1. Развитие инфраструктуры для высоких нагрузок

В докладе Высшей школы экономики «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования» развитие материальной инфраструктуры образовательного учреждения (сетевое оборудование, цифровые панели, виртуальные классы) одна из главных целей отрасли для цифровизации.

Помимо этого доля российских преподавателей, которые хотя бы немного стали использовать онлайн-ресурсы на уроках, достигла 85%.

Для поддержания стабильности процессов онлайн-обучения, отдельных образовательных проектов EdTech-компании широко используют облачные сервисы. Например, платформа «Цифровое образование» перенесла проведение онлайн-этапов Всероссийской олимпиады школьников в облако – в итоге удалось обеспечить стабильную работу проекта при регистрации более 320 тысяч учащихся.

(Облачные сервисы или облачные вычисления дают возможность доступа к компьютерному оборудованию, аппаратным ресурсам, дисковой памяти и базам данных через интернет в удаленном формате.)

2. Внедрение искусственного интеллекта в образовательные процессы

Чаще всего EdTech-компании внедряют технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для геймификации и персонализации обучающего процесса.

(Искусственный интеллект (ИИ) – технология, направленная на обучение выполнения задач цифрового компьютера или управляемого компьютером робота.)

«Умные» продукты могут строить программу обучения и выбирать формы контроля исходя из личных особенностей, возможностей и целей ученика.

Для помощи с домашними заданиями EdTech-проекты привлекают чат-ботов (виртуальных собеседников) – сейчас они уже делают расчеты и строят графики, а со временем начнут решать и более сложные задачи.

Вузы и школы в своей практике могут использовать ИИ не только для построения рекомендательных систем и проверки заданий, но и для тестирования и применения учебно-методических материалов. Например, некоторые учебные заведения уже включают в обучающие программы для учеников специализированные курсы по AI и ML от частных компаний.

3. Внедрение технологий и обновление учебных процессов с помощью Big Data

В EdTech массивы данных используют для повышения эффективности взаимодействия студента и преподавателя.

Платформы создают решения для цифрового обучения, с помощью которых обучающиеся отслеживают свой прогресс в течение семестра. При этом у преподавателя есть доступ к данным, и он может настраивать план занятий под конкретного ученика.

Также анализ данных позволяет вычислить закономерности, связанные с конкретным студентом – например, частоту ошибок, временные затраты на задачи или число повторов.

(Big Data – инструменты, подходы и методы обработки как структурированных, так и неструктурированных данных для того, чтобы их использовать для конкретных задач.)

НИУ ВШЭ – один из первых университетов России, который стал использовать большие данные в учебных процессах. Сейчас вуз продолжает реализовывать программу построения Цифрового университета. В планах – выстроить платформу для разработки и внедрения рекомендательных и прогнозных систем на основе искусственного интеллекта с помощью облачных сервисов Yandex.Cloud. Они дадут возможность студентам и преподавателям выбирать дополнительные предметы для изучения, станут подсказывать наиболее полезные конференции, прогнозировать спрос и предложение работодателей в конкретной области.

4. Повышение технологических навыков педагогов

Залогом успеха эффективного, комфортного использования цифровых сервисов в сегменте образования является качественно новый подход к подготовке и работе с педагогами, а также всеми участниками, вовлеченными в технологический процесс. И здесь снова есть чему поучиться у EdTech: в компании Skyeng, например, работа с онлайн-платформой включена в базовый курс обучения всех новых сотрудников с учетом их пользовательского опыта и навыков.

Сегодня вузы и школы все чаще вводят практику гибридного варианта работы и обучения.

Несмотря на то что офлайн-образование возвращается, от удаленного формата образовательные учреждения вряд ли уже откажутся окончательно. По этой причине крайне важно со стороны руководства поддерживать педагогов в обучении новому инструментарию – устраивать вводные уроки, формулировать памятки и инструкции.

Так дистанционное обучение будет наиболее удобно и эффективно и для преподавателя, и для ученика.



Новости





























































Поделиться