EdTech – это использование цифровых технологий в образовательном процессе. Компании, которые относят к этой сфере, чаще всего организуют онлайн-обучение. О том, как и зачем на опыте EdTech-рынка вузу или школе составлять чек-лист по внедрению цифровых технологий, рассказывает Анна Лемякина, руководитель направления по работе с образовательным сектором Yandex.Cloud.
Количество крупных игроков на рынке образовательных платформ, которые организуют онлайн-обучение, постоянно увеличивается параллельно с кратным увеличением аудитории. По оценкам экспертов, рост индустрии в 2020 году составил 30–35% по сравнению с «доковидным» периодом. В пандемию в дистант перешли подготовительные курсы к поступлению в вуз, факультативы и курсы для студентов и школьников. Помимо этого вырос спрос на онлайн-образование среди взрослой аудитории: кто-то решил сменить профессию, кто-то проходил курсы повышения квалификации в онлайне.
Проблемы EdTech-компании во многом схожи с проблемами вузов и школ в период пандемии: рост трафика на сайте, недостаточная персонализация образовательного процесса, потребность в аналитике и дополнительном обучении персонала. Образовательные онлайн-платформы справлялись с этими вызовами, используя имеющийся цифровой багаж, а вот многие вузы и школы оказались в условиях вынужденного запуска цифровизации.
Какие кейсы из практики EdTech-рынка стоило бы рассмотреть для внедрения традиционным школам и вузам?
1. Развитие инфраструктуры для высоких нагрузок
В докладе Высшей школы экономики «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования» развитие материальной инфраструктуры образовательного учреждения (сетевое оборудование, цифровые панели, виртуальные классы) – одна из главных целей отрасли для цифровизации.
Помимо этого доля российских преподавателей, которые хотя бы немного стали использовать онлайн-ресурсы на уроках, достигла 85%.
Для поддержания стабильности процессов онлайн-обучения, отдельных образовательных проектов EdTech-компании широко используют облачные сервисы. Например, платформа «Цифровое образование» перенесла проведение онлайн-этапов Всероссийской олимпиады школьников в облако – в итоге удалось обеспечить стабильную работу проекта при регистрации более 320 тысяч учащихся.
(Облачные сервисы или облачные вычисления дают возможность доступа к компьютерному оборудованию, аппаратным ресурсам, дисковой памяти и базам данных через интернет в удаленном формате.)
2. Внедрение искусственного интеллекта в образовательные процессы
Чаще всего EdTech-компании внедряют технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для геймификации и персонализации обучающего процесса.
(Искусственный интеллект (ИИ) – технология, направленная на обучение выполнения задач цифрового компьютера или управляемого компьютером робота.)
«Умные» продукты могут строить программу обучения и выбирать формы контроля исходя из личных особенностей, возможностей и целей ученика.
Для помощи с домашними заданиями EdTech-проекты привлекают чат-ботов (виртуальных собеседников) – сейчас они уже делают расчеты и строят графики, а со временем начнут решать и более сложные задачи.
Вузы и школы в своей практике могут использовать ИИ не только для построения рекомендательных систем и проверки заданий, но и для тестирования и применения учебно-методических материалов. Например, некоторые учебные заведения уже включают в обучающие программы для учеников специализированные курсы по AI и ML от частных компаний.
3. Внедрение технологий и обновление учебных процессов с помощью Big Data
В EdTech массивы данных используют для повышения эффективности взаимодействия студента и преподавателя.
Платформы создают решения для цифрового обучения, с помощью которых обучающиеся отслеживают свой прогресс в течение семестра. При этом у преподавателя есть доступ к данным, и он может настраивать план занятий под конкретного ученика.
Также анализ данных позволяет вычислить закономерности, связанные с конкретным студентом – например, частоту ошибок, временные затраты на задачи или число повторов.
(Big Data – инструменты, подходы и методы обработки как структурированных, так и неструктурированных данных для того, чтобы их использовать для конкретных задач.)
НИУ ВШЭ – один из первых университетов России, который стал использовать большие данные в учебных процессах. Сейчас вуз продолжает реализовывать программу построения Цифрового университета. В планах – выстроить платформу для разработки и внедрения рекомендательных и прогнозных систем на основе искусственного интеллекта с помощью облачных сервисов Yandex.Cloud. Они дадут возможность студентам и преподавателям выбирать дополнительные предметы для изучения, станут подсказывать наиболее полезные конференции, прогнозировать спрос и предложение работодателей в конкретной области.
4. Повышение технологических навыков педагогов
Залогом успеха эффективного, комфортного использования цифровых сервисов в сегменте образования является качественно новый подход к подготовке и работе с педагогами, а также всеми участниками, вовлеченными в технологический процесс. И здесь снова есть чему поучиться у EdTech: в компании Skyeng, например, работа с онлайн-платформой включена в базовый курс обучения всех новых сотрудников с учетом их пользовательского опыта и навыков.
Сегодня вузы и школы все чаще вводят практику гибридного варианта работы и обучения.
Несмотря на то что офлайн-образование возвращается, от удаленного формата образовательные учреждения вряд ли уже откажутся окончательно. По этой причине крайне важно со стороны руководства поддерживать педагогов в обучении новому инструментарию – устраивать вводные уроки, формулировать памятки и инструкции.
Так дистанционное обучение будет наиболее удобно и эффективно и для преподавателя, и для ученика.