Во ФГОС дошкольного образования говорится о том, что игра – ведущий вид деятельности для этого возраста. Во время игры ребенок овладевает одним из главных навыков XXI века – умением учиться, что позволяет ему перестраиваться в связи с быстро меняющимися условиями жизни, а значит, быть успешным.
Роман Селюков отметил, что умение учиться на самом деле сводится к формированию у человека ещё в дошкольном возрасте четырёх учебных действий: целеполагания, моделирования, контроля и оценки. То есть уже в детстве человек должен самостоятельно учиться ставить перед собой цели, моделировать пути их достижения, контролировать себя и оценивать собственные результаты. Все эти навыки впоследствии пригодятся ребенку в школе, а их основу составляют произвольность, воображение и способность играть.
«Именно в игре ребёнок одновременно удерживает идеальный и реальный план деятельности. Например, ребёнок скачет на палке, но представляет, что это лошадка. В этом смысле ребёнок различает предмет и его значение и одновременно удерживает идеальный и реальный план», – пояснил Роман Селюков.
То же самое относится и к контролю, который представляет собой способность человека соотносить своё действие с некоторой идеальной формой, сравнивать свои результаты с образцом.
Не все программы для детских садов в своей основе содержат технологию поддержки игровой деятельности. В таком ключе выстроена программа «Золотой ключик». В этой программе другие виды деятельности как учебная, проектная, экспериментальная возникают в контексте игры. В основу программы «Открытие» заложена экспериментальная деятельность. Игровая деятельность в ней выполняет вспомогательную роль, как бы делая эксперимент игривым. В программе «Step by step» игра не становится самоценностью. В ее основе лежит проектирование, в которое затягивают ребенка игровыми способами. Программа «От рождения до школы» основана на учебной деятельности, которая нацелена на формирование знаний, умений и навыков, а не на поддержку развития игры.
Как отметил Роман Селюков, существуют десятки и сотни различных игр, но обратить особое внимание следует на те из них, у которых есть два главных преимущества: во-первых, это игры по собственному замыслу ребёнка, то есть, самодеятельные игры, и, во-вторых, игры с использованием предметов – заместителей (когда игрушки замещают реальные объекты).
Этим критериям соответствуют 4 главных вида игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая и игра по правилам. Каждая из них осваивается ребенком на определенном возрастном этапе.
Например, навыками режиссерской игры овладевают дети 3–4 лет.
Играя, они проецируют свой жизненный опыт. Например, кубик превращается в воображаемый молоток. Задача педагога – создать условия для этой деятельности: ( организовать индивидуальное пространство, заполненное предметами –заместителями для режиссирования) и направить деятельность ребенка в нужное русло, демонстрируя ему разные варианты игры и задавая вопросы в процессе наблюдения.
В более старшем возрасте – 4–5 лет – дошкольник переходит от режиссерской к образной игре, в которой он примеряет на себя разные роли – например, животных из русских сказок или персонажей из своей жизни.
Это тоже одиночная игра, требующая индивидуального пространства и разнообразных аксессуаров: кусочков тканей, шляп, перчаток, сумок – всего, что помогает создавать образы и замещать идеальное реальным. Поддержку со стороны педагога в этом случае сложно переоценить: он выступает и в роли артиста, демонстрирующего разные образы, и в качестве наставника, который целенаправленно развивает детское воображение с помощью книг, мультфильмов, экскурсий.
После лекции занятия продолжились в группах, где участники семинара на практике попробовали освоить различные технологии поддержки игровой деятельности.