С февраля по апрель Институт проблем образовательной политики «Эврика» проводит обучение педагогов и руководителей школы № 1570 города Москвы. 17 февраля состоялся семинар на тему: «Дизайн пространственной среды и событийные форматы реализации образовательных программ дошкольного образования». Научный руководитель «Эврики» Александр Адамский посвятил свое выступление игровой деятельности дошкольников в онлайн и офлайн-форматах.
Главный тезис его выступления заключался в том, что если 50 лет назад ключевым фактором социальной успешности было профессиональное образование, то сейчас первостепенными становятся результаты дошкольного образования.
В качестве аргумента он привел тот факт, что для современного производства необходима смена технологий раз в три-пять лет, и одной специальности на всю жизнь, как это было раньше, уже недостаточно.
Человек должен быть готов к смене ролевых позиций, а эта компетенция формируется в игре. Так же, как универсальные компетенции, включающие умение работать в команде.
«Если мы чего-то недодали ребенку в дошкольном возрасте, то это отрицательно скажется не на школьных отметках, а на его будущей карьере. В школе можно научить ребенка читать, писать и считать, но если человек не слышит другого, если у него нет воображения, если он не умеет представлять информацию в различных формах, то во взрослой жизни это уже не компенсировать», - убежден Александр Адамский.
Для того чтобы сформировать необходимые компетенции в детском саду, следует создать распорядок дня с чередованием различных активностей: дидактических, развивающих, воспитательных, социально-коммуникативных.
И здесь, по мнению эксперта, на первый план выходит игровая деятельность, которая дает эффект только при активной позиции ребенка. Четкий инструктаж не пробуждает активности ребенка и не формирует необходимые для жизни способности. Управлять игрой должен сам ребенок, а секрет успеха – в увлекательности этого процесса.
Речь идет не только о реальных, но и о виртуальных играх, как бы недоверчиво и даже враждебно к этому не относились взрослые. Современного ребенка, безусловно, увлекает взаимодействие с разнообразными девайсами, которые не меньше традиционных игр развивают и обучают.
Главные преимущества гаджетов Александр Адамский видит в том, что они (в отличие от равнодушных порой взрослых) мгновенно реагируют на действия ребенка и учат его следовать определенным правилам и алгоритмам без всякого давления.
В то же время эксперт подчеркнул, что «цифровые инструменты не заменяют натуральные, но они обогащают коммуникацию, развивая мышление, а виртуальное пространство дает бОльшую свободу самостоятельности ребенка».