Мы изучаем биологию, чтобы понять живых существ, с которыми живём на одной планете. И прежде всего – чтобы определить среди них своё место, лучше узнать самих себя. Психология, медицина, ветеринария, биотехнологии – в основе всех этих направлений, в точке соприкосновения – Человек Разумный: Человек Лечащий, Человек Слышащий, Человек Помогающий, Человек Творческий. Человек, делающий свободный выбор.
В питерской школе «Унисоне» ученик обязательно проходит каждую из этих ступеней, пробует себя в новой роли, применяет навыки в жизни. Но прежде, чем начать обучение, ребята учатся самостоятельно определять и контролировать своё психоэмоциональное состояние, ведь там, где есть сильная тревога, беспокойство, стресс – нет места продуктивному обучению.
Итак, прежде чем начать, мы убеждаемся, что всем в нашей группе спокойно и хорошо. Во всяком случае, здесь и сейчас, во время нашего погружения в естественные науки. Почему? Потому что мы изучили научный факт – сильный или хронический стресс ведёт к снижению обучаемости. И мы не можем идти против физиологии.
Хорошо! Мы немного поболтали, пошутили, обменялись взглядами, узнали, как у кого дела – теперь можно начинать приключение.
Сегодня ты Человек Творческий, поэтому придётся включить воображение. Эйнштейн говорил, что для учёного воображение важнее знаний. Хочешь изучить клетку без зубрёжки? Создай её модель из чего угодно. Сделай её научным пособием для тех, кто будет учиться после тебя, или частью дизайна интерьера, или мобильным приложением. Ты не ограничен в выборе материала, только в сроках. Но учти – как автор ты сам отвечаешь за качество.
Это так похоже на взрослую работу, что мы всегда сравниваем себя с Человеком Работающим.
Что, Ваня, забыл домашнюю работу? Ну давай представим, что трансплантолог забыл донорскую почку. Ой, извините, я завтра принесу!
Ваня смеётся, и это тоже опыт. В следующий раз какой-нибудь юный архитектор забывает опору или оказывается, что крышу дома съела собака. Ну ничего, есть ещё одна попытка!
Важно помнить, что пока ошибки обходятся нам не так дорого. Поэтому ученик имеет право ошибаться.
Мы готовимся к реальной жизни каждый день. У нас каждый урок – это практика.
Мы не ругаем природу человека, который ставит в центре живого мира себя, но мы учимся делать так, чтобы этот центр созидал, а не разрушал. Идеи, которые подсказывают живые организмы, порой в тысячу раз эффективнее, чем использование самих этих организмов. Потому мы осваиваем бионику.
Важно уметь себя лечить, но ещё важнее уметь жить так, чтобы болеть меньше. Важно помогать братьям меньшим, но для этого нужно научиться видеть их глазами. Важно слушать друг друга, но для начала попробуем не говорить одновременно.
Так появляется Человек Слушающий. В дружелюбной тишине он произносит свои слова вдумчиво, чётко. Он учится говорить второй раз в жизни – языком интересным и понятным окружающим.
Не всякий станет психологом, ветеринаром, учёным или врачом. Но у каждого должна быть возможность попробовать себя в этой роли – убедиться: моё это или не моё? Поэтому на уроках или дома каждый лечит, каждый поддерживает, каждый прикасается к живому, каждый исследует и делает выводы. Только, испытав себя на практике, кто-то восклицает: «Фу! Никогда не стану врачом!», а кто-то шепчет с блеском в глазах: «Да. Я буду исцелять. И мир станет немного лучше».
И мы уже всё это можем. В 14 или в 60. Особенно, вопреки мнению, в 14. И даже раньше. На уроках мы уделяем много внимания биографиям подростков и детей, сделавших вклад в развитие мировой науки, образования и медицины.
Нам хочется верить, и так оно и есть, что гениями становятся. Что они уже среди нас.