Учителя // Статья

Как уроки биологии порождают у детей вопросы и как мы, взрослые, можем говорить с ними о ценностях


Как уроки биологии порождают у детей вопросы и как мы, взрослые, можем говорить с ними о ценностях
Фото: kp.ru

Я заметил несколько интересных явлений, связанных с вопросами, которые задают дети и подростки на уроках:

  1. Они спрашивают о том, что их будоражит, вызывает яркие эмоции: восторг, страх, брезгливость. Иногда и о том, что их успокаивает, умиротворяет или тревожит.
  2. Нередко ребята задают вопрос, чтобы вызвать эмоции и у других, произвести впечатление, в том числе посмотреть на реакцию учителя.
  3. Вопросы из года в год повторяются.

Ниже – небольшие истории и диалоги, которые происходили прямо на уроках. Я специально ничего не окультуриваю и не украшаю, ведь наша задача – разобраться в том, что действительно интересует ребят и почему.

Сколько стоит почка?

Я заранее зажмуриваюсь, когда произношу на уроке слова «хирург», «операция», «почка», потому что каждый год (а иногда каждый месяц) кто-нибудь из класса обязательно кидает в пустоту этот вопрос.

Вот и сегодня Т., улыбаясь с последней парты (обычно такая его улыбка сулит что-то коварное), спрашивает, сколько он получит за почку и, главное, где именно её можно продать?

Нужно отметить, что за годы работы я так и не исследовал этот вопрос. Совсем не было времени посетить таинственные чёрные рынки, где направо-налево торгуют человеческими органами, и расспросить контрабандистов о товаре. Поэтому я не могу назвать Т. точную сумму и точку на карте.

Т. разочарованно вздыхает. Ему очень нужно было продать почку. Желательно сразу после уроков.

– А тебе зачем? – спрашиваю.

Т. снова вздыхает.

– Нужен новый PlayStation. Одной почки хватит?

– Не знаю. Может, придётся отдать обе. Готов?

Т. задумывается. Я добавляю:

– Только есть одна проблема.

– Какая?

– Без двух почек ты проживёшь только две недели. Не успеешь насладиться новой PlayStation.

– Почему?

Мы немного исследуем этот вопрос классом и выясняем, зачем нужны почки.

А с одной? – подсчитывает в уме Т.

– С одной будешь жить. Но с кучей предписаний от врачей. И потом, всегда есть риск, что на операции...

– Ладно-ладно, я понял, – хотя Т. понял, он ещё не готов расстаться с мечтой. – А без каких ещё органов можно прожить?

Мы снова штудируем источники. Выясняем, что таких очень мало. То, что нельзя пересадить себе чужой мозг, вообще для многих в классе становится разочарованием.

Т. в итоге решает найти другой способ накопить на игровую приставку. Возможно, он найдёт что-нибудь ненужное, чтобы продать что-нибудь ненужное (Шарик из Простоквашино).

Теперь можно задуматься, а есть ли у этой нехитрой истории мораль, как в басне? Ведь история вовсе не о почке. Вопрос, который повторяют каждый год подростки, в подтексте примерно звучит так: как легко разбогатеть? Желательно ничем (или почти ничем) для этого не жертвуя. Как получить богатство, не прилагая никаких усилий?

То есть вопрос упирается не столько в биологию, сколько в финансовую грамотность.

Именно с этим мы можем работать, учителя и родители – обсуждать ценности.

Возможные вопросы для обсуждения с детьми:
  1. Что для тебя значат деньги?
  2. Как бы ты распорядился большой суммой денег?
  3. Действительно ли деньги решают всё? И чем они конкретно помогают?
  4. Кроме возможностей, какие опасности предостерегают человека, у которого много денег?
  5. Сделает ли богатство тебя счастливее?
  6. Почему человек может желать богатства?
  7. Какими способами можно обеспечить себя? Какие из этих способов надёжны/несут риски/крайне опасны?
  8. Какую цену платит человек за богатство? Можно ли получить большое богатство даром?

Курица или яйцо?

– Это дурацкий вопрос! – кричит С., обращаясь к М. – Ты что, не понимаешь?! Это всё равно что спросить: что было первое – курица или яйцо? Никто не знает!

– Ну вообще-то знаем, – робко вставляю я.

– А? – поворачивается ко мне С., готовая к бою.

– Я говорю: мы точно знаем, что было вначале. Биология, к счастью, отвечает на этот вопрос. Вначале было яйцо.

Снова начинается спор, и класс делится на команду защитников куриц и защитников яиц. Пока все не вспоминают, что я всё ещё в классе и готов что-то там подтвердить.

– Ладно, – вздыхает С., – говорите, чего уж там…

Мы открываем схему происхождения видов, внимательно изучаем картинки с древними птицами, которые ну очень похожи на динозавров. То, что динозавры вылуплялись из яиц, все и так уже знали. И тогда начинают сыпаться вопросы: но как учёные это доказали? Как нашли? Как изучили?

Да, как-то так иногда получается, что наука может помочь ответить на неразрешимый и даже риторический вопрос.

Возможные вопросы для обсуждения (не риторические) с детьми:
  1. Знаешь ли ты какие-нибудь вопросы, на которые нет ответа?
  2. Есть ли среди них такие, на которые может ответить наука?
  3. Как проверить, ответили ли на этот вопрос настоящие учёные или просто кто-то выдумал этот ответ сам?
  4. На все ли вопросы можно ответить?
  5. Есть ли вопросы, на которые не найти ответа в материальном мире?
  6. Как ты думаешь, на какие вопросы мы никогда не найдём ответа, а на какие ответим, но в будущем?

Неравенство полов и биология

– Ну почему так! – возмущается К. – Так нечестно! Получается, мы медленнее (это она узнала, что у женщин шире таз и от этого ниже скорость бега), да ещё и рожать должны!

Толпа парней тем временем молча ликует.

– Не должны, – отвечаю. – А можете. Мы – не можем.

– Ну спасибо, успокоили! Прям такая радость – испытывать адскую боль!

– Зато нас бы не было. Никого из нас не было бы сейчас здесь, если бы не вы. Не было бы нашего вида Человек Разумный с большой и умной головой.

– Ну и что? – К., кажется, от этого не стало легче. Ну подумаешь, не было бы парней, которые всё время дурачатся, учителя, который задаёт домашки, и какого-то там Хомо Сапиенс, который бегал с дубиной – без них даже лучше!

Парни, подтверждая тот факт, что лучше бы им не появляться вовсе, начинают кривляться, улюлюкать и ещё больше раздражать девочек.

– Ладно, – говорю. – Если так, давайте обсудим, какие у женщин преимущества. Конечно, профессиональная бегунья может не обогнать профессионального бегуна. Но она уж точно обгонит обычного мужчину, который не занимается спортом.

К. показывает язык однокласснику.

– Я тебя обгоню, Плохобегов, хотя даже не занимаюсь спортом.

Плохобегов краснеет. И все понимают, что это правда.

– Кроме того, – продолжаю я, глядя, как медленно тают ухмылки парней, – вы в среднем одарённее, лучше учитесь, раньше взрослеете, различаете больше оттенков, чем мужчины, имеете более широкий обзор зрения, тоньше чувствуете запахи и значительно лучше справляетесь с организацией и хранением маленьких вещей. А ещё вы гораздо общительнее, лучше налаживаете социальные связи и…

– А мы вообще что-то умеем? – отчаявшись, спрашивает Плохобегов.

– Вы быстрее реагируете в критических ситуациях, легче переносите острую боль и отлично достаёте банки с огурцами с антресолей.

– Ну что, съели? – показывает К. язык парням. Они возражают что-то в ответ.

– А что, если попробовать искать не различия, а дополнения? – предлагаю я.

– Это как?

Ну что, если подходить к этому не со стороны неравенства, а со стороны сотрудничества. То есть – почему мы от природы такие? Может быть, потому, что нам так проще друг друга дополнять?

Неловкая пауза.

Возможные вопросы для обсуждения с детьми:
  1. Какие занятия даются девчонкам лучше, чем парням?
  2. Что парни умеют делать лучше, чем девчонки?
  3. То, как ты что-то делаешь, больше зависит от твоего пола или от опыта, навыков и достижений?
  4. Чему мужчины могут научиться у женщин и чему женщины могут научиться у мужчин?
  5. В чём женщины могли бы помочь мужчинам, а мужчины – женщинам?

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube