– Сергей Васильевич, вы часто встречаетесь со школьниками и обсуждаете, в каком направлении должен развиваться город. Какие мысли и идеи ребят вас удивили, может, что-то уже используется в развитии города?
– Если хочешь лучше представить будущее, то посмотри на мир глазами детей – это один из ключевых тезисов в моей работе как мэра города. Я совершенно убежден, что общение со школьниками поможет нам более чётко спроектировать будущее Красноярска. На встречах с ребятами я всегда задаю два главных вопроса: каким они хотят видеть Красноярск и какую пользу могут принести городу уже сейчас? Я много общаюсь со школьниками, но раньше наши встречи, можно сказать, были «на бегу», от них не было практического результата. А у меня была потребность предложить ребятам продумать конкретную идею и реализовать её в городе.
Встреча с учащимися школы № 32
Так появился проект «За партой с мэром»: каждую неделю я стараюсь встречаться со школьниками, и мы на одном уровне, буквально за одной партой, вместе креативим, обсуждаем их предложения.
Современные ученики любознательны, уверены в себе, предприимчивы, легко осваивают технологии и быстро обучаются. Но при всем при этом, к сожалению, даже ребята из школьных советов, по сути самые активные, деятельные и амбициозные, изначально настроены к своему городу, да и вообще к окружающей действительности довольно потребительски. Почти в каждой школе первичная встреча начинается с изложения «наказов» мэру. Я же стараюсь развернуть дискуссию в сторону постановки задач школьниками самим себе. Что они могут уже сейчас сделать полезного для города. Вот это главное! А мы, взрослые, должны помочь им в воплощении их конструктивных задумок. Вот, например, старшеклассники из 32-й школы сформулировали такой тезис – «город должен говорить с жителями не только на языке штрафов и запретов». После нашей встречи и первичного обсуждения идеи они провели целое исследование с аналитикой, опросом горожан и разработали дизайн табличек, которые могут сопровождать, к примеру, реконструкцию зданий.
Варианты табличек от старшеклассников для растепления городского пространства
Получилось не казённое – «Идёт реставрация!» или «Проход закрыт – ремонт», а тёплые формулировки – «Реставрация. Здание тоже хочет быть красивым». Такое прочтёшь и улыбнёшься!
Мы обязательно запустим этот проект. Другой пример – ребята из лицея № 10 предложили несколько идей по развитию одного из самых крупных общественных пространств Красноярска – озеро-парка «Октябрьский». Одна идея касалась использования его территории для проведения открытой презентации различных профессий, чтобы старшеклассники прямо в городской среде могли примерить на себя определённую специальность. Буду транслировать эту идею ректорам вузов и ссузов. Ещё одна задумка связана с установкой в парке новогодней ёлки. Здорово, что ребята хотят оживить пространство. Озвученное предложение будет реализовано уже в этом году. Понятное дело, уровень этих идей – начальный, но я совершенно убежден: чтобы сегодняшние школьники завтра стали реальными творцами позитивных красноярских перемен, уже сейчас нужно ориентировать их на созидание, и они к этому внутренне готовы.
Февраль 2020 г. Международный чемпионат
по робототехнике FIRST ROBOTICS CHAMPIONSHIP
– А в чём, на ваш взгляд, миссия современного образования и что вы считаете главным образовательным результатом?
– Я не педагог, теоретической глубины этой науки не постиг, но очень много общаюсь с экспертами в области образования, а также как отец, как активный гражданин и как человек с определенным административным и жизненным опытом, прихожу к определенным выводам. На мой взгляд, в относительно неспешном XX веке миссия образования сводилась к тому, чтобы подготовить ребенка к успешной жизни, а также к профессиональной, социальной и другим типам деятельности. С учетом выбранного русла ребенок проходил школьный период и позже находил дело своей жизни. Развитие технологий, обновление алгоритмов шло медленно, а информационный поток был скудным. Очень часто, выбрав одну специальность, получив в юности определённый набор знаний, умений и навыков, человек мог быть удовлетворен своим профессиональным и общественным статусом. Современным детям также нужно найти свой путь в жизни, найти любимое и интересное дело, реализовать себя как профессионала и гражданина. Но условия очень сильно изменились. Из-за стремительного прогресса некоторые традиционные профессии устаревают и умирают, другие профессии, еще вчера неизвестные, набирают бешеную популярность, а потом через пару лет так же быстро пропадают. Чтобы проиллюстрировать мой тезис, предложу такой пример: не так давно начала завоевывать популярность новая профессия – оператор дрона, беспилотного летательного аппарата. Ещё 10 лет назад в операторах такой техники не было нужды, а сейчас без воздушной видеосъемки не обходится практически ни одно крупное общественное мероприятие. А если слегка пофантазировать, то можно представить, что совсем скоро будет изобретен легкий и качественный автопилот, который позволит работать этой технике без высококлассного специалиста. В общем, успешно выбрать в детстве одну узкую профессию раз и навсегда и раньше было непросто, а с течением времени, скорее всего, будет совершенно нереально.
Февраль 2020 г. Участники Международного чемпионата
по робототехнике FIRST ROBOTICS CHAMPIONSHIP
Мы плавно подходим к осознанию того, что учиться нужно всю жизнь, что на одном только интеллектуальном багаже, полученном в юности, долго не протянешь.
Окружающий мир меняется слишком быстро, и, если у молодого человека не будет опыта и способностей не просто ориентироваться в новых условиях, а постоянно добывать необходимую информацию, применять полученные знания всё в новых и новых условиях, ему будет трудно реализовать свой потенциал. Как и в прошлом веке, ребенок, чтобы гармонично развиваться, должен полюбить получать новые знания и новые навыки, причем не только в школьных стенах, но и пользуясь инфраструктурой дополнительного образования.
Отреставрированный Исторический квартал
– А что из допобразования сегодня особенно востребовано?
Говоря о допобразовании, отдельно хочу сказать о тренде развития в нашем городе робототехники, когда игра становится важным элементом вовлечения детей в обучение, в формирование у них компетенций для их профессионального становления в будущем. Буквально на наших с вами глазах в Красноярске формируется целое сообщество школьников, увлечённых конструированием и программированием. А наш город превращается в столицу робототехники. Я напомню, что в 2022 году мы готовимся первыми в России принять международный этап Чемпионата по робототехнике First Lego League.
Интервью главы города на крыше администрации
с участниками проекта "Лето в Красноярске"
Конечно, утолять жажду знаний помогает и открытое информационное пространство. Правда, эта открытость, в частности социальные сети, это одновременно и вызов для образования.
Неслучайно многие педагоги стараются быть со своими воспитанниками на одной волне и там, в соцсетях. Мне кажется, что сейчас без этого никак. Я сам помню, что в «доцифровую» эпоху было много педагогов, которые не только блистали книжными знаниями у школьной доски, но и практическим опытом, искренним общением в неформальной среде более успешно утверждали свой авторитет, заражали учеников интересом к новым открытиям. В общем, чтобы воспитать ярких учеников, нужны яркие учителя. И я горжусь, что в Красноярске они есть! Не буду далеко ходить за примером – совсем недавно молодой красноярский педагог Кирилл Пахмутов стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2021» и обладателем специального приза «Признание профессионального сообщества». В борьбе за победу он обошёл почти сотню конкурентов из 42 регионов России.
Кирилл Пахмутов – абсолютный победитель
Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2021»
А учитывая, что на красноярском педагогическом небосклоне регулярно зажигаются новые яркие звезды, у меня нет никаких сомнений в том, что мы сможем воспитать новое активное, деятельное, любознательное и трудолюбивое поколение. И именно в этом я вижу главный образовательный результат.
Жемчужина Красноярска – Татышев-парк
– В России всё ещё много архаичных школ. В чём их главный недостаток?
– Начну с того, что с большим уважением отношусь к учителям и системе образования, сложившейся в последней четверти прошлого века. В той старой школе мы получили основные базовые знания, в том числе благодаря школе и учителям мы выбрали правильный путь в жизни, поэтому у меня язык не повернется назвать её архаичной – назову её классической. Она полностью соответствовала задачам того времени. И государство, и общество считали, что существующая система даёт возможность ученику гармонично развиваться и полноценно реализовывать свой потенциал.
Знаменитые красноярские фонтаны, бьющие из Енисея
Классическая школа давала ученику хорошую базу знаний, но в то же время программы школьного образования не всегда обладали гибкостью. Классическая система успешно готовила старшеклассника к выпускным и вступительным экзаменам.
Прошли десятилетия, но, по большому счёту, современные педагоги, также как и их коллеги из прошлого, вынуждены добиваться получения учениками высоких баллов по ЕГЭ для поступления в вуз. И мы видим ежегодно, как растут баллы ЕГЭ. Мы видим, что выпускники успешно поступают. Но там, в университетах, от вчерашних школьников уже не требуется умение готовиться к ЕГЭ, новая жизнь требует тех компетенций, которых у выпускника по ряду причин нет. Вообще первая четверть XXI века нам всем наглядно показала, что в мире, перенасыщенном информацией, необходимые знания, умения и навыки появляются внезапно, стремительно, при этом в таком количестве, что вместить их в новые программы, учебники и методические планы – нереально. Пока это сделает существующая система образования, а по сути, слегка видоизмененная классическая школа, новое утратит актуальность, и ему на смену придут новые знания, умения и навыки. Поэтому именно на сформированном классической школой фундаменте нужно строить новую образовательную модель, отвечающую не только духу времени, но и потребностям общества и человека.
Триколор на вантовом мосту в честь Дня флага
– В Красноярске активно продвигается тема расшколивания. Действуют проекты «Расшколивание», «Развивающее образование для всех», «Полилингвальная образовательная среда». Планируется ли в перспективе учёт образовательных результатов школьников, полученных за пределами школы? Что для этого нужно?
– Не знаю точно, как было раньше, но в последние три-четыре года я сам свидетель того, сколько усилий прилагают красноярские педагоги для того, чтобы развивать свои учреждения и в конечном счете модернизировать систему. Про «расшколивание» уже не как про теорию, а как про практику наверняка слышали многие, но до сих пор далеко не все понимают, в чем его суть.
Центральная набережная
«Расшколивание» – это создание условий для того, чтобы дети черпали знания у профессионалов, в настоящий момент успешных в науке, искусстве, производстве, бизнесе и спорте. Для этого школа создаёт для себя карту образовательной инфраструктуры из объектов, до которых может дотянуться – вузов, театров, предприятий, стартап-инкубаторов.
Школа находит возможности соединить в одном месте учеников и профессионалов, а учитель в идеале должен не только заинтересовать ребенка в постижении теории и практики, с которыми он встретился, но и закрепить желание развиваться. Сегодня в части красноярских школ такая методика уже активно внедряется с полным осознанием, что это единственный и самый перспективный путь. Тем более что Красноярск содержит в себе значительный образовательный потенциал. «Школьными классами» не так давно стали молодежные центры, спортивные и культурные объекты. Новыми территориями знаний объявлены наши знаменитые национальный парк «Красноярские Столбы» и парк флоры и фауны «Роев ручей». Очень важно, что кроме базы знаний у школьников на таких инновационных занятиях формируется активная гражданская позиция, коммуникативные способности, ответственность, самостоятельность, мобильность. Вы спрашиваете меня, как наладить учёт образовательных результатов школьников, так вот сейчас я вижу главной задачей работать над тем, чтобы каждая школа стремилась максимально «расшколиться», расширить своё пространство, а с течением времени мы обязательно решим задачу учёта образовательных результатов школьников.
– Современный мир полон соблазнов и искушений. На ваш взгляд, от чего детей нужно защищать/оберегать в первую очередь? И как?
– Детей нужно защищать от соблазна и искушения тратить время зря. Я считаю, что по этой теме лучше всех высказался поэт Заболоцкий –
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
В первую очередь мы, родители, личным примером должны научить детей не тратить время на ерунду, не лениться, не терять счет времени, погружаясь в гаджеты. Ни для кого не секрет, что у ребенка, загруженного школьными уроками, спортом, творчеством, общением с родителями и сверстниками, не хватит сил на хулиганства и другие дела, опасные в первую очередь для него самого. Я уверен, что ребенок, которому с раннего детства не давали возможности лениться и которого все школьные годы активно загружали, может, и не станет звездой или олимпийским чемпионом, но с большой долей вероятности он найдет свой путь и сам поймет, как стать счастливым. Но в то же время здесь важно соблюсти баланс: детям тоже нужен отдых, несмотря на кажущуюся временами неуемной энергию.
Ярыгинская набережная
Если говорить про мой личный опыт отца четырёх дочек, то я всегда стараюсь руководствоваться принципом «начни с себя».
Всякий раз, когда у меня и у дочек совпадает свободное время¸ я стараюсь найти общее дело, которое позволит нам всем отдохнуть от электронного информационного потока и зарядиться позитивом. Честно признаюсь, бывает и наоборот, когда дочки вовлекают меня в свои дела, отвлекая от телефона. Всё идет к тому, что уже и дети нас учат более рационально использовать главную ценность современного мира – время.
– В вашем городе состоялся Красноярский международный образовательный форум «Человеческий потенциал: муниципальное измерение». Чем он отличался от предыдущих, какие вопросы вышли на первый план в этом году? Как пандемия повлияла на повестку?
– Красноярский образовательный форум-2021 от предыдущих аналогов отличается прежде всего форматом. Ничто не заменит нам живого общения, но нужно быть объективными: онлайн-формат позволил принять участие в нашем форуме представителям 62 российских городов, а также экспертам из Армении, Узбекистана и даже Кипра. Впервые в форуме принимали участие 580 детей, так как его неотъемлемой частью стал Открытый городской чемпионат «Столичное образование». Помимо педагогов и руководителей образовательных учреждений, в дискуссиях приняли участие специалисты федерального министерства образования, Федеральной службы исполнения наказаний, учреждений высшего и средне-специального образования, представители родительской общественности. Тем для обсуждения было много: это и формирование открытости системы образования – продвижения управляющих советов, развития сообществ, воспитания личностей с активной гражданской позицией, внедрение модели развивающего образования через выход за пределы урока и управление проектами, реализация проекта «Расшколивание» как механизма интеграции направлений основного и дополнительного образования.
Обновлённая площадь Революции
Особое внимание также было уделено реализации концепции полилингвального дошкольного образования и формированию новых образовательных и социокультурных экосистем, но одной из центральных тем обсуждения стала реализация концепции смешанного обучения.
Её главная задача – защита учеников и преподавателей от пандемии. Чтобы решить эту задачу, нужно искать ответы и практически отрабатывать вопросы перестройки учебного процесса, переподготовки учителей, пересмотра системы оплаты труда, учета рабочего времени. Кроме этого важно понимать, без каких видов совместной офлайн-работы не обойтись, что должно быть включено в основную образовательную программу и как будет происходить интеграция основного и дополнительного образования.
Фото предоставлены пресс-службой администрации города Красноярска