Личный опыт // Статья

Ваня парализован и не говорит, но он прекрасно учится и сможет работать наравне с обычными людьми

История о том, как семейная драма молодого учителя из Красноярска помогает делать наши школы лучше, а людей – добрее.

После уроков в 1 «В» классе молодой педагог Елена Малаева спешит домой к Ванечке Смирнову. Елена Юрьевна приходит к первокласснику Ване четыре раза в неделю и проводит каждый раз по два урока. В расписании самые обычные занятия – письмо, чтение, математика, окружающий мир.

Ваня – особый ребенок. Он не ходит, не может управлять своим телом, не разговаривает и еще много «не», которые обычно запирают детей и их родных по домам. Без шанса на полноценную жизнь, социализацию, образование и обычные человеческие радости. По мере сил Ваниным образованием, конечно, занималась мама Настя. Но любознательному мальчишке маминых уроков мало, рядом должен быть педагог, который умеет работать с особыми детьми и может раскрыть их потенциал. Может, это и простое стечение обстоятельств, но тот самый учитель все это время жил чуть ли не в соседнем доме.

«Я не должна была стать учителем Вани, это просто какое-то счастливое стечение обстоятельств. Да, мы с ним живем недалеко друг от друга, иногда встречались на улице, но в то время я работала далеко от нашего микрорайона и в принципе не знала, что Ваня собирается в первый класс. Но в этом году я перебралась в школу поближе к дому, и директор попросила меня позаниматься с особым учеником. Оказалось, что это Ваня. Да, он необычный ученик, но я трудностей не боюсь, мне очень нравится моя работа. Тем более что у моего родственника точно такие же особенности, я даже диплом в колледже писала на тему адаптации заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья», – рассказывает Елена Юрьевна.

Молодой педагог признается, что чувствует себя первопроходцем. У массовой школы опыта работы с такими детьми попросту нет. На бумаге инклюзия есть, образовательные учреждения и педагогов даже обязали учить всех детей без исключения. Но создать условия на уровне федерации почему-то забыли. И речь не об одном только Красноярске – в стране просто нет даже примерной адаптированной образовательной программы и методик для обучения таких детей, как Ваня.

«Ванина мама и я сейчас сами адаптируем задания для Вани, все собираем и копим. И это совершенно точно не напрасный труд, я с радостью поделюсь наработками с коллегами. Мне уже сейчас учителя говорят, мол, ты сделай программу, и тогда мы тоже сможем учить деток. Учителя не избегают особых учеников, это неправда, просто пока далеко не все умеют с ними работать. Это обыкновенный человеческий страх перед неизвестностью», – подчеркивает Елена Малаева.


По мнению педагога, самое главное – найти контакт с ребенком, расположить его к себе, научиться понимать друг друга. Пока общаться приходится интуитивно. Учитель задает Ване наводящие вопросы, а он отвечает ей «да» или «нет». По-своему, конечно, но Елена уже научилась понимать особый язык мальчика.

«У нас была ситуация, когда Ваня показал нам с мамой кулак. Мы не могли его понять, начали гадать, что бы это значило. Разобрались, что это рюкзак, на рюкзаке нарисованы Мстители, у одного из героев есть волшебная перчатка, и вот Ваня хочет себе такую же, чтобы вылечиться. Представляете, какие длинные логические цепочки у себя в голове он выстраивает? У него очень хорошая память, он впитывает знания как губка».

Пока Елена и Ваня учатся интуитивно, подбирают образовательные платформы, задания и методику обучения. Педагог считает, что им нужно совсем немного времени, чтобы первоклассник Ваня начал полноценно общаться с окружающими. Говорить в привычном понимании слова он не сможет, но благодаря ай-трекеру – специальному устройству, которое позволяет управлять компьютером глазами – Ваня сможет печатать любые тексты, выражать свои мысли, отвечать на вопросы, поддерживать диалог с окружающими.

«Вместе с мамой Ваня успел выучить несколько букв. Он вообще очень быстро учится. Всего за неделю, например, мы выучили все гласные, он знает, как они звучат, может найти их на клавиатуре. Сейчас начнем изучать согласные и будем пробовать составлять слоги. Самое главное для нас сейчас – это чтение. Как только Ваня научится печатать глазками, мы сделаем мощный рывок вперед», – уверена Елена Юрьевна.

Педагог считает, что у Вани математический склад ума. Пока хоть и совсем простые задачки, но мальчик щелкает их как орешки. Примеры на счет в пределах пяти оказались для Вани слишком уж простыми. По плану – расширение «ассортимента» цифр и математических действий. С материалом подготовительного и первого класса он справляется прекрасно. Можно даже сказать, идет вровень со своими сверстниками.


«Мы очень ждем Ваню в школе. Прежде всего будем звать его на наши праздники, детки будут ему рады. Ване необходимо общение со сверстниками, он ведь самый обычный пацан, который любит мультики, компьютерные игры и всякие видеоролики. Когда он научится печатать глазами, он легко сможет поддерживать диалог с ребятами. Детям совершенно точно будет о чем поговорить, интересы-то одни и те же. А в будущем… Сейчас так много профессий, где даже говорить не нужно, достаточно просто уметь печатать на компьютере. Так что Ваня сможет работать, из него получится отличный айтишник», – считает Елена Юрьевна.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube