26 августа в преддверии нового учебного года Минпросвещения России провело федеральный педагогический совет, на котором обсуждались актуальные вопросы, волнующие педагогов.
В самом начале встречи министр просвещения Сергей Кравцов объявил о решении создать Всероссийский экспертный педагогический совет, цель которого – тесное взаимодействие с педагогами и учет их мнений для принятия решений в сфере образовательной политики.
По словам министра, попасть в этот совет может любой учитель. Для этого достаточно заполнить анкету в соцсети «Одноклассники», а отбор кандидатов пройдет по итогам всенародного учительского голосования на этом же ресурсе. Единственное обязательное требование к претендентам – наличие у них не менее чем пятилетнего педагогического стажа.
Список членов экспертного совета объявят в День учителя 5 октября.
Сергей Кравцов выразил надежду, что с 1 сентября школы начнут работать «в нормальном режиме при соблюдении всех требований для минимизации рисков и сохранения здоровья школьников».
«Мы должны научиться жить в новых реалиях – с использованием средств дезинфекции и индивидуальной защиты», – сказала замглавы Роспотребнадзора Ирина Брагина. Она напомнила, что в июле были утверждены новые СанПиНы для школ, работающих в условиях распространения коронавирусной инфекции. Они разработаны с учетом опыта проведения ЕГЭ и работы летних городских лагерей на базе школ.
В наступающем учебном году в школах 58 регионов учащихся начальных классов будут кормить бесплатными завтраками. Учителям предстоит проводить мониторинг нововведения с помощью родителей.
Затем начали поступать вопросы от учителей. Примечательно, что первый касался проведения ВПР.
«Как быть с отстающими и какие меры будут приняты в случае неудовлетворительных результатов ВПР?» – поинтересовалась учитель из Великого Новгорода Елена Скобочкина.
Как подчеркнул Сергей Кравцов, опасения, связанные с падением качества знаний учеников во время пандемии, не оправдались, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ: они сопоставимы со средними баллами прошлого года или даже выше по некоторым предметам.
Министр призвал педагогов не бояться плохих оценок за ВПР.
«ВПР перенесли на конец сентября – начало октября с одной целью – продиагностировать знания школьников “на входе”, потому что по понятным причинам (имеется в виду дистанционное обучение. – О.Д.) могли произойти трудности с усвоением каких-то тем», – пояснил Сергей Кравцов.
Одной из тем обсуждения стал федеральный проект «Волонтеры просвещения», в рамках которого в семьи учащихся спонсоры безвозмездно передали около 500 тысяч компьютеров, планшетов и другой техники. Кравцов заверил, что эта программа будет продолжена.
Студентка Ярославского педуниверситета им. К.Д. Ушинского Наталья Волкова поделилась опытом участия студентов в этом проекте.
По ее словам, будущие педагоги помогали организовать онлайн-обучение в школах разных регионов, решая самые разные вопросы – от технической поддержки учителей, детей, родителей до проведения уроков.
Эта работа была учтена в качестве учебной практики, и студенты намерены продолжать ее не только в условиях карантина, но и в рамках цифровизации школ.
Поблагодарив студентов за эту деятельность, Кравцов в то же время отметил, что «дистанционные технологии никогда не заменят традиционной системы образования».
«Потому что система школьного образования – это не только обучение, но и воспитание, это прежде всего общение с вами, с учителями, – заявил он. – Вы являетесь примером для многих школьников, и это очень важно. Поэтому мы будем развивать информационные технологии, но лишь в дополнение к традиционной системе обучения».
Волновали педагогов и материальные вопросы.
С 1 сентября этого года устанавливается надбавка за классное руководство за счет средств федерального бюджета в размере 5 тыс. рублей. Учителя спрашивали, будет ли эта выплата учитывать уже имеющиеся стимулирующие надбавки к зарплате педагога или ее начислят отдельно вне зависимости от размера заработной платы?
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк сообщил, что данная выплата будет осуществляться автономно, и педагог будет получать две суммы: первая – это зарплата, вторая – федеральная надбавка за классное руководство.
«Никакие выплаты, предусмотренные на муниципальном или региональном уровне, не сокращаются», – пояснил он.
Также он отметил, что вопрос выплат за классное руководство находится на особом контроле сотрудников Минпроса, которые организуют горячую линию и в круглосуточном режиме готовы отвечать на все вопросы.
По словам замминистра, более 70% учителей выполняют функции классных руководителей.
Он сообщил, что, начиная со следующего года, планируется проводить Всероссийский форум классных руководителей, главная задача которых, по его мнению, состоит в том, чтобы «обращать внимание на проблемы и потребности каждого ребенка и класса как микросоциума в целом».
Учитель математики сельской школы из Республики Мордовия Маргарита Рыскина рассказала о том, что она работала в разных школах, в том числе в крупных городах, но благодаря программе «Земский учитель» у нее появилась возможность продолжить педагогическую карьеру в сельской школе, совмещая работу по призванию с решением жилищного вопроса.
Она обратилась к коллегам принять участие в этой программе.
Сергей Кравцов напомнил, что эта программа реализуется по поручению президента РФ, учителя отбираются по конкурсу, и желающих много.
По словам министра, «ученики городских и сельских школ должны находиться в равных условиях», поэтому в рамках нацпроекта «Образование» было принято решение оснастить все 27 тысяч сельских школ необходимым лабораторным оборудованием для уроков по естественнонаучным дисциплинам.
Ответы на вопросы из чата будут опубликованы на сайте Минпроса.