В преддверии начала учебного года РИА Новости поговорили с психологами о том, до какой степени допустимо контролировать детей, в чем важно контролировать младшеклассника, а также о том, когда можно позволить ребенку ходить до школы самостоятельно и перестать проверять уроки.
Опрошенные РИА Новости эксперты сходятся во мнении, что в вопросе родительского контроля все индивидуально и зависит от возраста и особенностей ребенка.
Гиперконтроль
Психологи в один голос утверждают, что родителям очень важно уметь вовремя остановиться в своих попытках контролировать все действия школьника, чтобы не привести к ситуации гиперконтроля.
«Если родитель сам по себе тревожный, то в какой-то нужный момент он уже не сможет выпустить ребенка из-под своего контроля и продолжает его организовывать и контролировать дальше, а потом, приходя на консультацию с детьми, жалуется, что ребенок несамостоятелен», – говорит нейропсихолог, детский психолог высшей категории Юлия Пунина.
По мнению психолога Анетты Орловой, если человек будет зациклен только на безопасности, то он будет подавлен, зажат, он будет бояться встреч с новыми людьми и нового опыта, будет ориентироваться только на то, чтобы избежать трудностей.
«Нужен баланс. Должна быть безопасность, которую дают родители, но без подавления интереса. Гиперконтроль часто лишает человека ощущения, что можно исследовать этот мир и иметь свое личное пространство», – считает Пунина.
При этом давать слишком много свободы ребенку тоже неправильно, потому что он пока зачастую не может совершать правильные выборы, отмечают психологи. «Мы должны постоянно находиться рядом, наблюдать за тем, что происходит, удерживать контакт с ребенком. А для этого он не должен нас боятся. Он должен уважать родителя, знать, что есть правила, но их не должно быть много. Ребенок должен знать, что если ему трудно, родитель не будет в роли критика, а будет поддерживающим человеком. Это позволяет сохранить контакт», – считает Орлова.
Как отмечает Пунина, родителю нужно быть готовым к тому, что на первом этапе самостоятельных действий ребенок будет ошибаться, этот период нужно перетерпеть, чтобы дать ему самому научиться избегать этих ошибок.
«Естественно, когда родитель отдаст контроль в руки ребенка, процесс не будет гладким. Ребенок забудет взять что-то нужное в школу, забудет что-то по урокам и даже получит за это плохую отметку. Но внутренний контроль формируется как раз путем научения, а любое научение связано с моментами положительного результата и с моментами ошибок. И если родитель не может допустить ситуации, что ребенок совершит эти ошибки, родитель будет включен в процесс очень долго и сам из этого не вырвется», – считает Пунина.
По ее словам, если родитель будет находиться рядом, но предоставлять ребенку возможность совершить ошибки, увидеть их результативность, то у ребенка будет формироваться личная мотивация на то, чтобы в следующий раз проконтролировать то, что он упустил.
Когда и как контролировать
По мнению Пуниной, родительский контроль актуален в случае с первоклассником.
«Первый класс – это тот этап, когда основная задача ребенка – научиться обучаться. Там не такая сложная учебная программа, скорее важно привыкнуть к дисциплине, к учителю, к заданному алгоритму, что происходит на уроках, привыкнуть концентрировать внимание на важных вещах. Пока ребенок находится на этапе такого обучения, родительская помощь будет очень нелишней, потому что ребенку нужна помощь в организации процессов. Родитель должен выступать ненасильственным помощником, помогая простроить алгоритм, расписание, напоминания, режим дня», – считает психолог.
А по мнению детского омбудсмена в Москве Ольги Ярославской, ребенка в младшей школе контролировать не нужно, достаточно создать условия для учебы, доброжелательно интересоваться успехами, мотивировать и помогать. Контроль нужен уже в подростковом возрасте, считает омбудсмен.
«Но при условии полного доверия, иначе не получится контроля. Он все спрячет, станет хитрить. Меня часто спрашивают, нужно контролировать социальные сети. Считаю, что нужно на условиях доверия. Многие считают, что это личное пространство, но из опыта директора школы точно знаю, что это нужно. Были случаи, когда я говорила родителям, что пора обратить внимание на соцсети и состояние ребенка, слушала в ответ возмущение, а потом мы встречались на похоронах ребенка», – рассказывает Ярославская.
Психолог Орлова тоже придерживается мнения, что пользование интернетом нужно контролировать, но лишь при условии открытых договоренностей.
«Безусловно, нужен контроль, но он должен быть не исподтишка, он должен открыто проговариваться в семейных отношениях. Если родитель вносит ограничения в гаджеты, то должен быть принцип справедливости, когда все члены семьи формируют определенный уклад и ребенок понимает, что с ним тоже считаются, есть правила, которым он должен следовать», – говорит Орлова.
Дорога до школы
В вопросе, когда можно отпускать ребенка одного в школу, мнения психологов сводятся к тому, что это зависит от безопасности дороги и готовности к этому самого ребенка.
«Здесь есть тонкий момент: мамы часто подменяют любовь тревогой, им кажется, что их тревога – это и есть любовь. На самом деле, это проблема мамы, потому что она с трудом может отпускать от себя ребенка, но каждая ситуация индивидуальна по тревожности матери и по управляемости ребенка. Если ребенок адекватный, может контролировать свои действия, то это нормально, если ребенок будет ходить сам в школу со 2–3 класса», – считает психолог Орлова.
А по мнению психолога Пуниной, в настоящее время волнения за безопасность детей обоснованы и можно водить ребенка в школу вплоть до 5 класса, если дорога небезопасна.
«Мы живем в таких условиях, когда волнения за безопасность ребенка, находящегося в одиночку на улице, вполне обоснованы. Если это спокойная прямая дорога до школы, где надо идти пять минут пешком, то не стоит перегибать палку и до 5 класса водить ребенка за ручку. Но если надо переходить большие дороги или район неблагополучный в плане криминогенности, то нужно исходить из ситуации, можно провожать и до 5 класса, и это не будет гиперконтролем», – считает Пунина.
По ее мнению, с определенного возраста можно проводить эксперименты самостоятельных походов в школу, но важно оценить, готов ли к этому сам ребенок.
«Если это для него стресс, и родители наоборот, выталкивают его со словами, что он уже большой и самостоятельный, то надо подумать, обоснованно ли это, если для ребенка это скорее пугающий, чем радостный момент. А если ребенок сам инициирует свою самостоятельность и просит родителей не доводить его до школы, то имеет смысл мягко к этому подходить, не сразу отпускать одного, а, например, предложить пройти вместе полдороги или довести до угла школы, а дальше пусть идет сам», – говорит Пунина.
Проверка уроков
О проверке уроков мнения экспертов разделились. Детский омбудсмен Ярославская считает, что уроки проверять не нужно.
«Не надо бежать в аптеку, когда заболел, а надо бежать к врачу. Так же и в школе. Если у ребенка что-то не получается, то надо бежать в школу и спрашивать педагога или школьного психолога, как сделать так, чтобы ребенок успевал. И надо контролировать не что именно он пишет, а укладывается ли во время, которое отведено на задание. Надо соблюдать режим, создать условия, чтобы ребенок умел сосредоточиться и, не отвлекаясь, сделать задание», – говорит Ярославская.
По ее словам, если родитель внедряется в процесс учебы и помогает, потому что ребенок не справляется, то стоит рассмотреть вариант смены нагрузки.
«Если родитель внедряется в учебный процесс полностью, то можно рассмотреть возможность перехода на семейную форму обучения. Если ребенок не справляется с нагрузкой и поэтому вы ему помогаете, то надо изменить нагрузку – переведите в другие классы с более простой программой, где нет английского, например. Найдите то, что ему подходит», – считает Ярославская.
А по мнению психолога Орловой, процесс проверки уроков может стать обратной связью для ребенка и элементом поддержки. Она считает, что первые годы учебы уроки обязательно надо проверять.
«Контроль не означает, что мы обвиняем или критикуем, это внимание, которые мы направляем в эту сферу. Проверка уроков может выступить процессом выдачи обратной связи, то есть ребенок понимает, что его действия имеют значение, что его об этом спросят и на это ответят. Это вызывает у ребенка ощущение, что он делает нужное дело. Контроль дает и поощрение, и поддержку. Если что-то не получается, то можно спросить: «Чем я могу тебе помочь?». Так ребенок будет чувствовать поддержку и готовность помочь, это очень важно», – говорит психолог.