Учителя // Статья

Цифровое образование: новые образовательные отношения

Авторитет и статус учителя.

Цифровое образование: новые образовательные отношения
Фото: cryptoconsulting.info

В последние годы активно и широко обсуждаются вопросы социального статуса учителя, причины его снижения, которые обычно связывают с уровнем заработной платы, что, безусловно, важно. Но является ли это единственной причиной?

В чем миссия образования

В апреле-мае 2020 года мы стали замечать изменение отношения к учительскому труду в обществе на фоне «всеобщей удаленки». Стало ясно, что цифровизация образования привела в том числе и к изменению особенностей взаимодействия участников образовательных отношений, росту внимания к учителю, изменению его авторитета и социального статуса в системе общественных отношений.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образовательные отношения как «общественные отношения по реализации прав граждан на образование», целью которых является освоение содержания образовательных программ.

Понятно, что это определение сегодня уже не столь актуально и существенно сужает роль образования как ведущего социального института общества в условиях информационной революции и связанных с ней стремительных изменений жизни, нарастающих разнообразием форм и видов деятельности человека.

Миссия образования сегодня – всестороннее личностное развитие, подготовка каждого человека к успешной жизни и деятельности (профессиональной, социальной, культурной и пр.) в высокотехнологичной социокультурной среде в условиях нарастающей сложности, непрерывных изменений и неопределенности, появления новых видов человеческой деятельности.

Соответственно, формируется и новое понимание образовательных отношений, в центре которых, учитывая природу информации и особенности цифрового общества, находится не педагог (!), а обучающийся, окруженный учителями, семьей, сверстниками, другими взрослыми, оказывающими поддержку и влияние на процесс личностного развития обучающегося, определяя его социально-педагогическую значимость с учетом персональных запросов, потребностей, способностей и особенностей.

Внешний контур образовательных или, что является более правильным, социально-педагогических отношений обеспечивает непрерывное взаимодействие и взаимосвязь системы образования с другими системами и институтами общества и государства – бизнесом, экономикой, культурой, спортом, этническими, конфессиональными и прочими системами (группами).

Взаимосвязи, позволяющие системе образования оперативно и гибко реагировать на внешние изменения и вызовы:
  • семья – заинтересована в организации образовательной деятельности как многофакторная система разнообразных постоянно меняющихся запросов;
  • государство – ставит новые задачи, исходя из стратегии социально-экономического развития;
  • бизнес – ставит задачи, исходя из тенденций технологического развития;
  • наука – внедряет новые решения и разработки;
  • культура – отбирает то новое, что соответствует задачам развития художественно-эстетического и ценностно-смыслового мира человека в цифровом обществе, в том числе новых (сетевых) формах самовыражения и творчества.

Таким образом, образовательные и социально-педагогические отношения в цифровом обществе кроме (или – вместо) «освоения содержания образовательных программ» превращаются в динамичное взаимодействие участников образовательных отношений, совместно определяющих направления личностного развития каждого обучающегося в соответствии с задачами и установками семей, общества и государства, с одной стороны? и запросами, особенностями и интересами самих обучающихся, с другой стороны.

В этих условиях мы отмечаем трансформацию понимания образования как общественно-значимого блага (т.е. того, что общество считает необходимым для всех его членов) в личностно-значимое для каждого человека. Без принятия этого и внесения соответствующей поправки в закон «Об образовании», равно как и нового определения образовательных отношений, цифровая трансформация системы образования не может быть эффективной.

Незыблемая на протяжении тысячелетий связка «учитель – ученик» сегодня подвергается реконструкции, причем кардинальной!
Особенности традиционной модели школы
  1. Она имеет предметный характер и использует репродуктивные методы образования – усвоение некого объема готовых знаний.
  2. Носителем знания – содержания образования – является учитель, передающий его обучающимся.

Самостоятельность, активная познавательная деятельность, творчество учащихся здесь не приветствуется: «Слушайте и запоминайте!» Там, где нет простора мыслительной деятельности, там требуется подчинение, порядок, дисциплина и примерное поведение. Поэтому традиционная школа – школа строгой дисциплины и авторитарности, где вертикаль «учитель – ученик» незыблема и является опорой всей конструкции классического образования. Образовательные отношения, соответственно, имеют целью освоение содержания образования.

И этот сохранявшийся тысячелетиями характер образовательных отношений был разрушен на наших глазах, буквально за два-три десятилетия конца XX – начала XXI века.

Что происходит на наших глазах

Надо понять, что определяет авторитет и социальный статус учителя.

Авторитет педагога, во-первых, определяется формальными показателями – образование, должность, опыт, личная культура, которые подтверждаются дипломами, аттестациями, рейтингами и пр.

Во-вторых, это неформальные показатели – личностные качества, общая культура, жизненный опыт, мышление, деятельность, творчество и пр., готовность передать это обучающимся.

Соответственно, понимание того, что может передать обучающемуся педагог, и определяет отношение к нему. Авторитет учителя тысячелетиями определялся багажом знаний и способностью передать их детям.

Информационная революция, интернет создали условия, при которых традиционный авторитет учителя стал неуклонно меняться. Школа утрачивает статус единственного места, где можно получить знания, соответствующий социальный статус – аттестат, и где носителем знания является учитель.

Сегодня учитель утратил монополию носителя знания. Знание является неотъемлемой частью современных социальных отношений, оно общедоступно и безгранично, в том числе с точки зрения доступности образовательных программ, самых разнообразных по содержанию и стоимости.

Первый вопрос – что в этой новой ситуации может дать учитель такого, что недоступно в интернете? Ответим на него чуть позже.

Второй вопрос, определяющий отношения «учитель-ученик» – это передача жизненного опыта, помощь в социализации, решении сложных жизненных проблем, проблем в группе сверстников, происходящих в конвергентной социокультурной среде.

Интернет и социальные сети неизмеримо увеличили скорость социального взаимодействия между людьми, кардинально изменили соотношение личной и общественной жизни. Опыт старшего поколения сегодня во многом неактуален для молодежи, поскольку той жизни, где он может быть востребован, уже нет.

Учителя сами испытывают дефицит опыта адаптации к жизни в стремительно меняющихся сетевых социальных условиях и восполняют его либо вместе, либо с помощью своих учеников.

Таким образом, фактом является то, что учитель во многом утратил не только роль исключительного носителя знаний, но и жизненного опыта, который обучающиеся могут получить самостоятельно.

Соответственно, мы – свидетели процесса быстрой и необратимой трансформации традиционной школы, возможности социализации и образования которой не соответствуют запросам цифровой эпохи и экономики. Дети не получают необходимого культурного, жизненного и социального опыта, остаются неудовлетворенными ожидания семей и бизнеса. Фактически школа не только не готовит молодое поколение к жизни в современном мире, но и усугубляет разрыв между поколениями, системой образования и обществом, бизнесом, семьями.

Все это мы очень хорошо увидели во время четвертой четверти 2019–2020 учебного года, особенно в первой половине апреля. А в конце мая начали наблюдать некоторые изменения отношения к учителю как результат меняющейся образовательной деятельности в цифровой среде, изменившей характер взаимоотношений «учитель – обучающийся – семья».

Выяснилось, что, если организовать образовательный процесс на современной цифровой образовательной платформе, учащийся, получив задание, может самостоятельно освоить материал по теме, если необходимо, проконсультироваться с учителем (и не только), проявляя учебную самостоятельность, формируя навыки самоорганизации деятельности – задавая вопросы, формулируя новые, нестандартные проблемы, выявляя пробелы в знаниях, саморефлексируя, контролируя результаты своей деятельности – создание нового знания. Эти задачи обучающийся решает во взаимодействии с одноклассниками и учителями, создавая новое, значимое для него знание.

Образовательная деятельность направлена на совместное решение нестандартных задач, реализацию проектов и исследований в командах (в том числе распределенных), где каждый выполняет свою роль. Эта деятельность носит значимый характер для всех участников.

В такой образовательной ситуации учитель делает акцент на формировании и развитии личности обучающегося, его мышления, на его социализацию в цифровой образовательной среде в процессе активного учебного взаимодействия и совместной деятельности по созданию нового знания.

Это и определяет его новый авторитет и социальный статус как профессионала, готовящего молодежь к активному участию в различных направлениях жизни и деятельности общества, в качестве самостоятельной, творческой, социально-активной личности, гибкой и адаптивной по отношению к изменениям внешнего мира.
Что будет со школой?

Мышление, интеллект, личность человека, компетенции создания нового знания не возникают сами по себе. Это невозможно без педагога, вне коллектива, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои способности, презентовать результаты деятельности, получить оценку своего труда и значимости созданного знания.

Изменяется и роль школы, и роль учителя в системе общественных социально-педагогических отношений. В информационном обществе меняется характер и ценность педагогического труда. Основным общественным благом является не усвоенное знание, как раньше, а сформированная способность к эффективной информационной деятельности, созданию нового знания на основе сформированных компетенций и личностных качеств, системного знания.

Общественным благом в этом случае становятся способы и формы мышления, формируемые в процессе учения под руководством учителя. Никакой искусственный интеллект не научит человека мыслить нестандартно, креативно и творчески, не научит лидерству, работе в команде, этике взаимодействия в цифровой среде и пр.

Цифровой учитель – носитель компетенций развития мышления и различных видов деятельности. Профессионализм в этом – залог успешности социализации учеников в условиях цифровой экономики, которая формируется с дошкольного возраста как ключевая (или общая) компетенция.

Труд учителя становится более высокотехнологичным и квалифицированным. Соответственно, меняется и его стоимость.

Учитель сегодня – это самостоятельная и творчески мыслящая личность с опытом разнообразной деятельности.



Новости





























































Поделиться