Семинар открыл научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Александр Адамский. Он отметил, что «сохранение докоронавирусной, додистантной, докарантинной системы образования обрекает наших учащихся на так называемую фальшивую социализацию». В этом смысле смешанное образование – это не только соединение онлайна и офлайна, но и сочетание различных форм и видов деятельности: развивающих, творческих, исследовательских, трудовых, социальных. Смешанное образование предполагает в том числе и другую конструкцию классов, групп, сопровождения, изменение финансовых и организационных условий.
На семинаре больше внимания уделялось педагогическим аспектам, которые тесно связаны с идеологией инициативы ФГОС 4.0.
Во-первых, это персонализация как возможность каждого ребёнка достигать успеха в соответствии с собственными установками и способностями, а успешная самореализация каждого в будущем становится основой конкурентоспособности страны.
Во-вторых, существенной частью содержания образования станет опережающий контент – те знания, которые здесь и сейчас, в этот момент проходят своё становление.
«При этом традиционное, классическое знание в виде культурно-исторических образцов остаётся важной составной частью образования. Но другой не менее важной частью является опережающее образование», – подчеркнул Александр Адамский.
В-третьих, это определяющая роль мотивации ребёнка. По мнению эксперта, «если нет мотивации как у детей, так и у родителей, то не будет и результата или он окажется временным и выветрится после очередной итоговой аттестации».
Главным мотиватором в этом случае становится учебная деятельность ребенка, в том числе самостоятельная, а учитель конструирует не только свои отношения с ребёнком, но и взаимодействие детей в сети, вовлекая в этот процесс родителей.
Врач гигиенист-эпидемиолог Людмила Кузнецова напомнила о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в период смешанного обучения: их роль особенно возрастает во время пандемии, когда и взрослые, и дети подвержены риску заражения. Эти методики должны быть адекватны возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и включать введение гибких режимов и учебных планов; разработку индивидуальных траекторий обучения; применение личного выбора учащимися самостоятельных занятий с ориентацией на перспективу развития.
Подробнее о том, какие способы и формы деятельности возможны в условиях смешанного обучения, обсуждали в шести проектных группах.
Так, директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов рассказал о трех разных моделях смешанного обучения,которые предполагают не только занятия в классе, но и сетевое межшкольное взаимодействие.
Участники группы предложили конкретные технологии реализации этих моделей, включая систему тьюторского сопровождения детей и форматы взаимодействия с родителями.
К следующему семинару, который состоится 20 августа, планируется подготовить примерные дорожные карты по этим моделям.
Переход на смешанное обучение потребует внесения изменений в локальные акты школ – от положения о рабочих программах до родительского договора. Список локальных нормативных актов можно посмотреть в презентации.
Каждая из экспертных групп представила конкретные наработки – например, по созданию видеороликов, задачи которых разнообразны: от обучающих ребенка работе с книгой, с текстом, с выполнением арифметических действий до проектных и игровых задач. Причем ролики создают не только учителя, но и сами дети. Благодаря этому, по мнению Адамского, такая деятельность способна увлечь детей, пробудить в них интерес к обучению путем создания медиапродукта как образовательного результата.
Смешанное обучение может широко использоваться и во внеурочной деятельности (виртуальные музеи и творческие конкурсы), и в детских садах за счет организации дистанционных событий, проектов, игр.
Во всех этих случаях, по мнению Александра Адамского, невозможно обойтись без участия родителей, «но не как придатка к тому, что недоделал учитель на уроке, и не в качестве помощников в выполнении пресловутых домашних заданий, а как полноправных партнеров, которым школы предоставляют ресурсы, способы, технологии учебных отношений с ребёнком».
Эта тема получила всестороннее освещение в проектной группе под руководством директора «Школы будущего» Калининградской области Алексея Голубицкого. Своим опытом он уже делился на страницах нашего сайта.
По его мнению, школа в форс-мажорной ситуации, к которой можно отнести дистанционное и смешанное обучение, должна стать островом стабильности, оказывая техническую и психологическую поддержку родителям.
«В самом начале пути необходимо воспринимать переход к новой модели образования не как проблему, которую мы вынуждены мучительно решать, а как уникальный шанс что-то изменить, настроить в своей работе по-новому, более эффективно», – убежден директор известной школы.
Участники группы пришли к выводу о том, что необходимо вооружить родителей инструментами тьюторской деятельности, и такой платформой может стать родительский университет в форме вебинаров и «теплой» линии (вместо горячей) для обратной связи с родителями.
Обсуждение темы продолжится на следующем семинаре, который состоится 20 августа. Приглашаем всех к участию!